Главный редактор журнала "Азимут" 1. Таежный шлюз 9. 2. Сильфида 6 3. Император в кирзачах 5 4. И жизни будущего 8 5. Ласковый белый туман 7 6. Ежик 7 7. Люди, зажигающие огни 9 8. Мы еще повоюем 7 9. Принцип дробления 5 10. Однажды в Богемии 8 11. Счастье быть учителем 7 12. Пилигрим 8 13. Без кислорода 9 14. Вольная охота 10 15. Сталкеры Заастралья 6 16. А конопляный лес шумел... 1 17. Самый лучший день 5 18. Операция зелёный дракон 5 19. Штучка 9 20. Шапито-Порт 8 21. Хранители 10 22. Посторонним вход воспрещен! 10 23. Выгодный контракт 5 24. Гуманисты 6 25. Я дышу… 7 26. Здравствуй, папа 6. 27. Пес 5 === 1. Таёжный шлюз Рассказ запомнился честностью, открытостью и свежим воздухом. «Не станет же разведка мстить им за несчастный случай. Не звери они, в конце концов. Обычные люди. Только подневольные и слегка оскотинившиеся». Вот это оптимизм! Отлично логичный грустный конец. Один балл забрала за то, что во многие признаки описываемых событий приходится верить автору на слово. Открытость жителей, поведение Яны, прочее происходящее вокруг героя — многое по прямым высказываниям, а не по каким-либо косвенным подсказкам из текста. Но все вместе — тронуло. 2. Сильфида Красивый слог, красивые описания, прелестная сильфида, которая любит попасть в огонь и парить-парить. Жалко ее, конечно, но про бессмертные души, получить которые мечтают необычные с точки зрения человека существа, мы уже читали много и разного. Здесь необычным является то, что возлюбленный сильфиды уже не живой, и этап жизни ей остается только быстренько пройти и отмучиться, но тут-то тоже еще много интересного кроется. Не захочет ли она побыстрее покончить с миленькой девочкой, обладательницей красивого ротика? 3. Император в кирзачах Эпизод из жизни несчастных рабов, для которых одинаково бессмысленны и бунт, и побег. Но «вещи не такие, как кажутся», и раб — не раб, и гибель — не смерть. Этапы — это хорошо, это серьезно. А объяснение в беседе — слишком в лоб. «— Иванов! — Я! — Поедешь в Читинскую область, Атамановская. — Хорошая часть». Резануло чего-то. И «поедешь» здесь лишнее, и «хорошая часть» вместо ожидаемого «есть!». 4. И жизни будущего Понравилось: жаргон, детали мира, люди (как типажи, так и диалоги). Заскучала: от отсутствия динамики. Герои: летуны, наслаждающиеся полетом ради полета, а вместе — ничего и никуда. 5. Ласковый белый туман Здесь меня заинтересовал сюжет, от и до, но увлекла подача. Она сделана в лоб: вот сейчас есть такие кольца... Такое-то время назад нашли... И борьба организована линейно: придумал, реализовал (по ходу дела еще союзников и помощников приобрел). И вопросы без ответов: история с бывшей девушкой, странности юного гения-программиста, что-то еще о инопланетных завоевателях, кроме коварного замысла о владении нашим миром. «...черные матовые браслеты из легкого материала, внешне похожего на камень». «Похожее на камень» — только если в прямой речи, а так уж очень упрощенно. «Зайдя в квартиру, он первым делом снял камеру и стер память». Даже не посмотрев, что там есть, кроме его самого? Ежик Рассказ понравился по стандартной форме и композиции (прибытие в незнакомое место, ознакомление с нравами, выворот с влипанием и развязка без спасения, зато с надеждой) без особых извращений и отклонений. С этой стороны все гладко и чисто. Мир продуман, нравы описаны, стабильность обоснована. Но что ввергло в тоску: глупость главного героя. Бывалый такой космолетчик, даже от скуки халявный буклетик не проглядел, сразу выкинул? С времен обучения о войнах и конфликтах знал, а про основные отличия нгавитян от людей забыл? Или этому людей не учили? Сколько гуманоидных рас на описываемый момент известно? Судя по обрывочным фразам, много. Тогда Игорю должно быть известно, что не у всех у них есть женщины? Тем более что людям известна технология клонирования, уже должно измениться мышление, уже понятно, что если баб не видно, это необязательно потому, что их прячут, их, может, и вовсе нет! С пьяного спросу никакого, поэтому безумная выходка, к которой героя подводит талантливый провокатор, видится логичной и ожидаемой. А вот самое первое попадание на крючок — странное. Почему герой, опытный путешественник, подходит к полицейскому, находящемуся при исполнении, с праздным и бестолковым вопросом? Редко делаю догадки насчет авторства, но здесь рискнула бы предположить, что автор — из Санкт-Петербурга. Тронуло упоминание сувениров в подарок неведомой нам Свете. . Люди, зажигающие огни Улыбнулась, местами посмеялась, в неаполитанском финале растрогалась и тихонько стряхнула слезинку. Много авторских находок, текст, несмотря на приличную для шутливого рассказика длину, затянутым не выглядит, под внешним «хи-хи» достаточная глубина того самого обсмеянного героиней второго слоя (или подтекста?). Минус (для меня как читателя) только один: перебор с экзальтированной убежденностью персонажей. О «взрыве» они всерьез, о «писателе проституток Достоевском» тоже слишком уж наигранно. Мы ещё повоюем Милая, радужная, наивная сказка. Герои мне понравились, но не верю-ю-ю... Чтоб никто не знал о возможности перерождения королей в драконов? Чтобы сами короли об этом не знали? Чтобы не были известны случаи превращения в дракона задолго до наступления смерти? Они там что, вообще историю не учили? Ладно еще главный герой, наивный Тадеуш, но враги? Маги? Эльфы? Для них-то почему случившееся — неожиданное событие? Понравилась шутка про «залезет на шею и свесит ножки». Огрочило, что как-то у Тадеуша с эльфийкой большой и светлой любви до драконьего облика не сложилось, а про обратную метаморфозу не сказано. Пометки "...издали доносился тоскливый волчий вой. Хороший денек у них выдался, сытный". А почему тогда вой — «тоскливый», если денек – сытный? «Раненый король перевернулся на бок, затем встал на колени. Голова раскалывалась, правый бок, словно раскаленным прутом, пронзило болью». Вопрос: на какой бок повернулся король, если ранение было в правый? Картинка рушится... «Сумерки все плотнее окутывали поле битвы...» В предыдущих абзацах было традиционное описание поля битвы. Зачем его еще напрямую «полем битвы» называть? «Тяжелораненый король попытался встать, опираясь на копье...» Выше уже был «раненый король». «Тяжелораненный король» — это какой-то другой король или тот же, но успевший получить еще одно ранение, тяжелое? Принцип дробления Смела подача: стандартная вводная с диалогом двух ковбоев (или двух космолетчиков) «А ты знаешь, Билл, что представляет собой наш мир?» «Да, Джо, наш мир — это сфера с пузырьками...». И так более пяти раз подряд. И с разными теориями. Придирка: избыточность во всех описаниях. «Старик достал из кармана конфетку в синей обёртке с надписью "Элефантик" и, развернув цветную оболочку, захрустел сладостью». Уже известно про синюю обертку, зачем еще про цветную? То же с охотничьим снаряжением: ружье, сапоги, «остальное» — много. Однажды в Богемии А я думала, что он робот. Попадет под дождик и заржавеет. А он в реку полез — и ничего. Даже решила, что ошиблась Необычная история, хороший перевертыш в приличном антураже. Даже жнивьё со стернёй не перепутаны. Что смутило: за исключением первого несчастного, остальные спасенные были девушками. А в финальную драку темпоральный кибер полез только после обидного слова "Трус". Как объяснить эти поступки? Счастье быть учителем Прочитала с интересом. Временами веяло чем-то надежным и уверенным из фантастики прошлого века, временами, когда персонажи (Волк, Учитель, Медведь) покрывались кровищей и хрустели косточками, становилось понятно, что рассказ очень даже современный. Понравились детали. Описание очищенного орешка, вид оборотней в человеческом обличии (косматая грива, волосы-перышки), трогательные детишки, игривые призраки на (в) скале. Метания и моральные страдания жителей. Финальное коварство Учителя с отводящими глаза порезами на собственной роже. Что не приглянулось: 1. Возможно, я не разгадала шифровку, но в чем смысл старательного просыпания на опушке, а не дома? 2. Почему странствия Медведя совпали с появлением Учителя? Нет ли между этими двумя товарищам связи? Во время чтения мне казалось, что сам Учитель — это и есть та, упомянутая жителями третья ипостась оборотня. 3. В чем линия со стукачеством Филина, если он и в самом деле стукач? 4. Как-то настораживает обозначенная здесь твердая связка «знание — сила», сила получается напрямую физической. А как же анекдот про «сильный, но легкий»? «...хоть под носом у семейства Филинов и Ласок». Филины с Ласками породнились, что ли? «— Никто не придет, Учитель. – Мрачно сказал Волк». Временами по тексту неверное оформление прямой речи. 12. Пилигрим Концовка. Что с концовкой? Безжалостно обрезана-обрублена, что ж такое-то. Ах, какой герой, какие ружья, какое бревно, какой дедок, какой карп! Но эта финальная объяснялка «спрашивайте-отвечаем», это грустное "вот так, привыкай" — разве ж к этому все шло? Куда делась связь с военным прошлым героя? Где осознанные действия? 13. БЕЗ КИСЛОРОДА «Странно, вагон переполнен, а место рядом с типом в грязном плаще пустует». А что странное-то? И для нашего мира, и для описываемого — обычное явление. Даже с точки зрения героя с его подозрительностью. Удачное разбиение по главкам, эпизоды чередуются с нужным сохранением интриги: преувеличивает ли герой степень вмешательства гос-ва в жизнь? Является ли наблюдаемое плодом воображения? Или он и в самом деле осознает правду, только влияние спецслужб и спецсредств еще более значительно? Минус для моего восприятия: слишком много упора на сумасшествие (и на попытки понят, кто по-настоящему безумен), а чистая свихнутость — уже не так интересна: болезнь, она и есть болезнь. 14. Вольная охота «Фамилия психолога была — «Гамаюнова». Это могло что-то означать, но Арсений так и не понял что. Постояв минуту и повертев в руках рецепт, в верхнем правом углу которого тоже была…» Есть по тексту недовычищенные был-было, особенно обидно, что они есть здесь, в куске с подсказкой. «Он с наслаждением и жадностью впитывал каждой клеточкой своего тела...» Штамп, совершенно этому тексту не нужный. Еще несколько таких маленьких «занозок» встретилось, но в целом впечатление от текста — свежо, выразительно и объемно (люди, детали, описания, разговоры — все своеобразное и красочное, пусть герой и его жена, нарочито обычные простые люди). Загадка с птицей — умеренно таинственная, упущенные ответы — как раз в меру, чтобы и жалеть, что их нет, но и одновременно порадоваться, что автор смог вовремя остановиться. Вопросы по тексту остались. 1. Так а куда у нас психолог с характерным блокнотиком пропала? Если она и заманивала (а это вряд ли, украденная совка-собачка-девка сидела на цепи, значит, вести прием в кабинете не могла), то почему из рассказа непонятно, как именно подействовали на Арсения прописанные ею травки? Как они сказались? С них, что ли, ему всё это в лесу и померещилось? И жажда в квартире мучила поэтому же? 2. Нужен ли второй кусок? С «померещившимся» фургоном. Сцена с грузчиками и ключом подъезда смешная и в духе финалов голливудских ужастиков, но так ли уж она необходима? 3. «Её родственники: алконост, гамаюн, а может это просто разные названия птицедевы...» — я бы предложила убрать. То, что Арсений вспомнил имя Сирин и связал с некоторыми признаками, нормально. А вот то, что он, шлепая по лесу, вспоминает ее родственников и чуть ли не переходит на толкование имен в разных источниках (спасибо хоть не сказал: по такому-то автору — олицетворение того-то, а если верить другому, то вовсе не то, а это). То есть, если он хорошо помнит и знает имена птиц, значит, сказал бы нам еще на фамилии «Гамаюнова» или при описании канцтоваров психолога. А если нет — то с чего бы он, раскорячась в подвале, читает нам лекцию, кто с чьей головой обычно изображается? Я специально вернулась проследить, что именно он искал в сети ночью: карту и дорогу. Про Сирин он не читал. И откуда взялись вдруг у него эти сведения, явная цитата? Рассказ очень понравился. 15. Сталкеры Заастралья Чудесная вещица по количеству знаков (не затянуто, умеренно, красиво) и по темпо-ритму, эдакий танец шустреньких и грациозных привидений. Понравились: привязки к праздникам, нити (только зачем шутка с "намагничиванием" по отношению к серебру и к телу человека?), подходящие людям миры, путешествия на покойниках (цинично звучит, понимаю, но для данного рассказа это есть украшение), слизывание слез с обеих щек фантастическим существом Глашо. Не понравилось: что есть некий эффект «гимна самоубийц» (помешать-то они никому не пытались... эх), отдельные устоявшиеся конструкции («вожделенный кусок свободы», про сон: «на его милость сдался», «пересчитала разноцветные горошины» — откуда авторы берут эти «разноцветные горошины»? Если всем в палате дали одинаковое снотворное, а дама спёрла, или же она накопила горсть своих невыпитых, то они будут все одного цвета. А если речь о разных медикаментах, то почему они все — горошины? Все, прямо все, — в форме драже? Какова вероятность?). 16. А конопляный лес шумел... «В лесах нынче спокойно: всех крупных хищников давно замочил ползучий виноград». «Замочил» — слово вовсе не из наркоманского лекскона. Кому-то надо ставить единицу, а среди представленных рассказов заслуживающих этой оценки нет, поэтому, к сожалению, пришлось решиться на выбор по идеологическим соображениям. А тут их два. 1. Потому что про наркоманию (с расслабухой героя в финале). 2. Потому что диалог бравого темпорального путешественника с наркоманами будущего напоминает анекдот «...и ничто не выдавало в нем разведчика, ни красная звезда, ни автомат в руках, ни волочившийся позади парашют». Сам сюжет — все в лоб. Задача — и ответ и «объяснялками». 17. Самый лучший день Много намешано. И гадкие люди (друг и жена), и клонирование душ, и герой-простак (якобы простак, потому что сжульничать с переходом времени он тоже пытался), и попытки узнать о Боге, и множественные объяснялки. Три четверти рассказа читала с интересом, потому что интересных зацепочек было много. Финал скомкан, в нем избыток ответов и скачки в логике обмена репликами. 18. Операция зелёный дракон Понравились: шутки с вареньем и костюмом белой шерсти, а также аккуратно выписанные должности и четко обозначенная структура сотрудников. Не понравилось: откровенное ёрничание и нежелание признавать ценность человеческой жизни. Знаю я отдельных ученых секретарей, которых хочется сплавить в космос, но зачем же воплощать столь жестокие мечты пусть даже только в рассказе? Но вообще-то должность нужная и я как ученый секретарь секции совета одобрить столь откровенную дискредитацию никак не могу. А если серьезно — то оценку рассказу снизила за панибратские отношения военных с учеными. Мешанина ведомств и сотрудников — о какой серьезной операции может идти речь? 19. Штучка Поставила много баллов, потому что про настоящую любовь. Прямо пособие по семейной психологии. А также за стиль и украшения в виде бантиков и подобных вкраплений: «Так прошло пять часов времени, а всего их было три дня. Да, именно в таких хронологически неуклюжих формулировках Няшин ощущал полет своего вдохновения...» Один балл у рассказа утащила за неприятное ощущение, возникающее при прочтении эротической сцены с ЛЖН и жужжащей штучкой. 20. Шапито-Порт Понравились картинки, понравилась игра с элементами абсурда, верю-не-верю, вкус детства, очки и краски, способы перемещений (кресла, рельсы, лыжи), деревянные лошадки, безумие и отчаяние. И отдельно уход старика «по лучу». Не хватило: той ниточки связности, за которую можно было бы удержаться, чтобы проследить всё от и до. Ссылка в наказание за сбой в вероятности выигрыша, строгий запрет не снимать очки, непродуманная система возвращения (отказ в перемещении из-за больного зуба, а оставаться нельзя), полные непонятки в итоге, телепортировался хоть кто-нибудь куда-нибудь или нет? Если бы хоть с одним вопросом что-то прояснилось, остальным можно бы было только любоваться. 21. Хранители «Когда-то давно, в эпоху заселения галактического рукава, исследователи и колонисты были чрезвычайно стеснены в ресурсах, а посему не в состоянии были везти с собой к вновь открытым мирам все необходимое. А без механизмов — пусть даже самых простых, которые могли бы приводить в действие животные, — освоение планет становилось нелегким делом. Приручение местных животных, даже если таковые и обнаруживались на новых мирах, тоже было делом непростым. Использование самих колонистов в качестве грубой силы, разумеется, было признано нефункциональным. Вы чувствуете, насколько популярно в нашем обществе и в наше время это словечко?» Речь о слове «было»? Оно здесь, в этом отрывке, 4 раза )) Что до «функциональности», то согласна, его в избытке Лекция по производству адаптированных людей кошмарна. Занудная, пресыщенная подробностям, в таком виде совершенная лишняя. Предыдущих подсказок достаточно для представления жизни героя, а информацию о Гефестарионе и Океаниде дать маленькой вставкой в пояснение или сравнение. Зачем нам про «в далекой-далекой галактике...» (в тексте эта роль досталась куску: «В ту далекую пору...»)? Хорошо, что история продумана до мелочей, но пересказывать ее всю — без надобности. Особенно между нежными и трогательными, пробирающими до слез, семейными разговорами с засыпающей мамой и словами: «И только один клоуненок оказался посреди виноградного рая, непонятно что там забыв». «Через год, когда корабль-шапито «Большого цирка Тускарелли» совершил посадку в кратере большей из лун Скоруса, грошей накопилось как раз на билет на представление». Ниже «...отправился покупать билет. Денег хватило тика в тику». Повтор про то, что денег впритык на билет. Первое упоминание, вероятно, лишнее. «Повсюду сновали пышно разодетые униформисты». Пышная униформа, делающая ее носителя «разодетым», — оксюморон )). «Я в курсе, сколько тебе лет. — Мама сказала? — Точно!» Сам капитан не помнит и проверить по рейсам не может? И если в финальной сцене мы узнаем, что почти все происходящее удачно спланировано мамой, то есть ли смысл именно в этот момент делать из отца дурака? К доведению сына до белого каления и до удара папашу в нос эти реплики пока еще не относятся, это только знакомство. «Суд на Скорусе скор. Утром тебя вяжут копы, к обеду твое дело рассматривает судья, а перед полдником тебе уже вынесен приговор. Никаких проволочек.» Точку вынести за кавычки. И тут вместо «утра» напрашивается «до завтрака» или «во время завтрака». Шикарный рассказ. По сюжету, по героям, по отступлениям от правил (ах, какие интересные сердечные привязанности у мамы героя), все здорово. 22. Посторонним вход воспрещен! Мишка-Бобов-Бобов-Мишка-Мишка-Мишка-Бобов-Бобов-Бобов... Не надо называть беднягу то так, то эдак. Один раз (или два, или больше, если потребуют обстоятельства) можно полностью по имени-фамилии, а в остальных — что-то одно. И тем более, что здесь как раз шутка с проходом и фамилией («Посторонний...») как раз из-за чехарды имени и фамилии выглядит смазанной. «— Секундочку. Ваше научное звание? — Доцент». А почему «научное», а не «ученое»? «Доцент погрыз карандаш и добавил печатными буквами: телятина». Я заплакала ))))))))). Очень жалко. «Быстро запихал сопротивляющегося кота за пазуху, втолкнул следом изгрызенный кусок колбасы и двинулся к шлюзу». Красиво! Классическая ситуация: герой-человек, изолированное место работы в глубокой дыре, длинная вахта и напарник-нечеловек (робот, ИИ, кот, пёс, кактус). Человек на вид ленив и расслаблен, но умен, догадлив и остоумен. Напарник на вид только для отвлечений и доставления неприятностей, а на самом деле все-таки друг. Из классики выжато всё возможное: нестандартная ситуация, опасность, тревога, смех, шутки, веселье. А из новенького — рисунки, квадраты, формулы-заклинания и отчаянная вера непонятно во что. Помогло — и хорошо. 23. Выгодный контракт Взрывная смесь отечественной фантастики, «Рассказов из одного (и другого) кармана», пародийных на «Звездные войны» мультиков и истинно нашей эстрадной сатиры (там, где про свинов, а также в обозначении «тёщин зять»). Все мельтешит, грохочет, свергается, арестовывается и в итоге как-то разрешается и улаживается. 24. Гуманисты Жестоко. Рассказ по композиции хороший, с финальным ударом по башке читателя — особо хороший, но сама интрига чуть прихрамывает. Сохранение жизни исполнителям — лишняя мягкость в деле такого масштаба. Были бы они в «овощном» состоянии — храбрые первопроходцы, только тела без сознания, продление жизни за счет благотворительных фондов или господдержки — хотя бы понятно, ради чего возня. А в таком виде — только чистый риск возвращения памяти. И свидетель, тот, что четвертый в списке на ликвидацию, шесть лет преданно молчал, а теперь вдруг стал представлять опасность? 25. Я дышу… Трогательная история, героиня — чрезвычайно, необычно мила и симпатична. И муж ее — тоже невероятно хорош, как в изначальных занудстве и подозрениях, так и в финальных альтруистических поступках. В сюжете понравилось почти всё, кроме момента с отъездом. Тут такая тонкая грань, происходящее могло окраситься в трагические цвета, увольнение, принудительное лечение, преследование по закону, отказ в приеме на другое место работы, неприятности родственникам и травля... Мало ли как можно расправиться с неугодным открытием. Когда я читала — стало страшно. Но далее дело пошло тише: другая лаборатория, продолжение исследований, помощь мужа, вероятно, спокойные выступления с докладами без оглядки на мнение предыдущего руководства... То есть, сошло всё как-то мягонько, случайно сделанное открытие оказалось подтверждено серией опытов и прояснено в результате последующих экспериментов. А в чём научная новизна? (В смысле, фантаэлемент-то имеется, а где конфликт? Имеется развитие только второстепенного героя, в данном случае, как это ни грустно звучит, мужа Риты). Большой плюс за эпиграф. Пометки Кое-где перебор с красивостями «...привела в лабораторию тетю Лену, от которой унаследовала свой отрицательный резус». Я не медик, могу ошибиться, но с точки зрения русского языка «унаследовать от тети» звучит странно. «удержать ее невозможно даже бульдозером». Бульдозер не является машиной, предназначенной для удерживания. «Подруги, — сто лет их не видела, — все в заботах о хлебе насущном, пеленки, соски, сопливые носы». Тоже не то... "Хлеб насущный" в этом контексте как раз не о пеленках, сосках и носах, а о том, как бы этими пеленками и сосками обеспечить, как на них заработать или как их добыть. Сами по себе перечисленные предметы расшифровкой данного выражения не являются. 26. Здравствуй, папа В этом расссказе индийско-мелодрамные поиски папы тронули не очень сильно. Детали понравились: стабили, фазы, «город». А связка — не очень. Возможно, из-за рубленого стиля, нарочито упрощенных реплик описанных существ читать было сложно. 27. Пес «Я стою на пяточке метр на метр, подо мной семнадцатиэтажная пропасть». Смешная опечатка с пяточкой в квадратный метр. Одержимые, изгоняющие, вселяющиеся — сложный материал, и к героям, и к их противникам при чтении испытывать какие-либо чувства нелегко. Вот и здесь — так и не удалось ни за кого толком попереживать или проникнуться. Рассказ хороший, но злой.