Ложный принцип фантастики

Тема в разделе 'Литературный форум', создана пользователем Fауст, 29 июн 2011.

  1. Fауст Реальный пластит

    Главенствующий принцип современной отечественной фантастики сформулирован ещё Стругацкими: "Главное остаётся на Земле".
    Он ложен.

    Вдумайтесь в его значение!
    Представьте: это всё равно как если бы благородный эллин изрёк: "Главное остаётся в Элладе". Хотя западнее, на месте недавних заштатных колоний, зреет росток Великого Рима.
    Точно так же истинный гражданин Вечного Города мог без раздумия сказать: "Главное остаётся в Риме", а англичанин викторианской эпохи: "Главное - в Великобритании". Но в первом случае уже наставала заря Христианской эпохи, во втором - поднималась на заокеанском континенте абсолютно новая держава - США.
    Они пришли на смену, переменили всё. И мир никогда не был прежним.
    Никто ведь не скажет теперь, что главное - на скалистой земле Пелопоннеса, среди развалин древних прекрасных храмов и обломков великолепных статуй? Хе, или где-то в африканской глуши, на родине человечества? Хотя каждый период истории помним и стараемся брать из него самое лучшее.

    Думаю, уже поняли, к чему клоню. ;=)
    Декларируя этот принцип, мы как бы говорим: по фигу, куда двинется человек, во что разовьётся и кем станет. Хрень весь научно-технический прогресс и развитие социума. Главное здесь и сейчас, вот тут вот, рядом, на Земле! К чёрту звёздные бездны, глубины вселенной или микровселенные. Фантастика должна заниматься тем, что ближе, а не строить и исследовать причудливые миры. Как же, в них нет главного!
    Друзья, это уже убивает фантастику в фантастике!

    Это перекликается с другим принципом, влиятельным в западной фантастике. Это принцип "новой волны": "В центре произведения - человек".
    Этот принцип утверждает фантастику лишь как литературный метод исследования человека, самого простого и обычного. То есть заставляет её заниматься тем же, чем вся прочая литература. Вот реализм как-то человека исследует, с реалистической точки зрения, романтизм тоже - исходя из романтических идеалов, ну там постмодернизм тоже что-то вякает на тему, наверное. Ну, и фантастика тоже должна исследовать человека. Очевидно, по-фантастически.
    Ну, зачем, зачем тогда городить огород? Зачем изощряться, изобретать велосипед? Зачем изобретать фантастику, вводить фантастическое допущение, строить всё произведение вокруг него, если не делаем ничего нового?! Только то, с чем литература справляется успешно не одну тысячу лет?

    Да мне сто раз пофигу на этого человека, какой он есть сейчас. Он сер и скучен! Его вдоль и поперёк прошли десятки гениев: и Гомер его прошерстил, и Шекспир, и Достоевский поймал тончайшие движения души, Толстой, Чехов, Диккенс, Камю!.. Мне интересно не то, что он есть (да это и так понятно!), а то, чем станет, во что превратится, в каком обществе БУДЕТ жить.
    Именно этим и должен заниматься фантаст. Именно это и есть пресловутое исследование человека "по-фантастически". Не то, какие есть, но то, какими будете!

    И если у нас до сих пор все стараются писать вот об этом простом и обычном человечке, то в западной фантастике, слава богу, не одержала победы окончательной и бесповоротной "новая волна". И именно там мы имеем тот же киберпанк, имеем великолепные образцы фантастики, проникнутой духом будущего, духом нечеловеческого. Проникнутые ПОСТ-человеческим, духом ПОСТ-гуманизма!


    PS. Я, естественно, не против "всей прочей" литературы. Она тоже занимается сложным и важным делом - исследованием человека, без этого не понять ни его прошлого, ни будущего, ничего вообще не понять. И даже допускаю, что задачи её не выполнены ещё до конца, и можно сказать в ней много нового и важного.
    Я просто настаиваю на отделении сути фантастики от всего прочего, настаиваю на совершенно особых её целях. К которым конкретно она и должна стремиться.

    Впервые написано вот здесь.
    Halter и Ингрид нравится это.
  2. Fауст Реальный пластит

    И ещё, чуть позже, писал вот такое:

    Есть несколько фраз, которыми можно охарактеризовать любое литературное произведение. Их употребляют различные категории населения, от "изредка читателей" до "вполне серьёзных критиков". В то же время, употребление хоть одной такой фразы выдаёт, на мой взгляд, редкостную ущербность интеллектуального анализа и полнейшее непонимание того, о чём вообще речь.

    Первая фраза, которую часто употребляют даже "критики", в ответ на вопрос: "О чём книга?", - "О человеке". С этой фразой связан и такой вот миф, имеющий черты информационного вируса: "Настоящая книга она всегда о человеке". В случае с фантастикой уточняют иногда: "Даже если она про пришельцев, эльфов, гномов и телепортацию".
    Вообще удивительно. Автор писал о проблеме Контакта. Или разрабатывал новую философскую систему. Или исследовал глобальную социальную проблему. Или творил оригинальный фэнтезийный мир, с иной внутренней логикой, чем наш. А тут ему такая новость: ну это всё так, не главное. Главное - что о человеке.
    Друзья, ну это какая-то мыслительная ущербность! Ну, ведь очевидно, очевидно, если человек анализирует в книге какие-то тренды развития современного общества, то пишет он всё-таки о футурологических проблемах. А если глубокую и вдумчивую книгу про киборгов, - то, наверно, всё-таки о проблемах технологической модернизации человеческого организма. А если при этом раскрывает ещё какие-то общечеловеческие темы, затрагивает вечные вопросы, "проклятые вопросы бытия", то, похоже, ещё и о какой-то философской проблеме. А эти чудаки твердят о человеке!
    И потом, если "настоящая книга/литература/искусство" - это о человеке, то "ненастоящая" - это типа "не о человеке"? Слушайте, а как вообще человек может написать не о человеке? Любое произведение - это взгляд человека, на вещи, окружающие человека, на проблемы, стоящие перед человеком или человечеством, в которое входит человек. Это книга о вопросах, поставленных человеком, или ответах, данных им же. Это книга о мирах и вселенных, созданных сознанием человека, и логических конструкциях, построенных человеческим мышлением.
    Любая книга - плохая, хорошая, настоящая, ненастоящая - это книга о человеке! Даже толковый словарь, самоучитель по программированию, или вон справочник по огнестрельному оружию, который каким-то боком у меня оказался сейчас на столе.
    Так что же нового нам сообщает человек, говоря, что "да, эта книга о человеке"? Наверно, льёт нам в мозги воду. У него в мозгах её и так полно. Эээ, водянка мозга?

    Ещё одна фраза, от людей попроще, от литературы подальше. Которые, в общем, уж точно на точных дефинициях не заморачиваются. "О чём эта книга?" - "Ооо, сынок, это книга про жизнь". Навсегда запомню эпизод из "Жёлтой стрелы" Пелевина, где главгерой задаёт этот вопрос соседу по купе и получает ровно такой вот ответ.
    А про что ещё может быть книга? Про смерть, что ли?

    А теперь: откуда всё-таки берутся подобные фразы и связанные с ними мифы? Что на самом деле хочет сказать ими человек?
    Ну, наверно, имеется в виду, что анализ проблематики в книге (будь она о киборгах, эльфах, стрелковом оружии, или исторических событиях) очень глубокий, полный и комплексный, вскрывающий взаимосвязи с бездной различных сфер деятельности человека, его жизни. Каждая книга о человеке, но не всякая истинно полна и глубока.
    Вот вам и "исследование человека". Исследуя добросовестно любую проблему, мы исследуем и человека. И это ещё один ответ сторонникам "новой волны", помянутым недобро в прошлом посте.)))
    Halter нравится это.
  3. Саша Рид Динамитная шашка

    Шаблоны - вот где ответ. Шаблоны, стереотипы, навязанное мышление. Это кругом.
    О не человеке - легко. Ступень стояли, стояли и стояли.
    Был создан крутой гаджет - 40 страниц описания гаджета - вот такой крутой гаджет. Это смысл большинства нынешних рассказов. Такие же лидировали на ЗЧ. Радует, что минимум один рассказ вышедший в финал был все-таки о людях. Как и на прошлой ЗЧ.
    Обычно люди в современной фантастике занимают второстепенную роль - этакая декорация для крутых гаджетов и способностей. Они даже не глупы, они просто бездумны. Взять последнюю книгу Головачева. Я ее открыла, скривилась в отвращении и закрыла. И пошла перечитывать" Хроновыверт". Э-эх.
  4. Fауст Реальный пластит

    Хм, ничего себе! У меня как-то создалось прямо противоположное ощущение. Всюду эти человеки, сплошная мягкость и гуманитарность от и до. "О человеке". Олди, Лукьяненко, да вообще вся что современная украинская школа, что последователи Стругацких - пишут о человеке в ортодоксальном понимании слова.

    И редко-редко кто попытается написать что-то в ином ключе, и то без большого успеха, кроме единичных экземпляров. Ну вот Никитин с "Трансчеловеком" и последующим "сингулярным" циклом. Новак со своей "Демо-сферой" (и то с громадным количеством отсылок к творчеству и принципам тех же Стругацких). Дивов с недавними "Симбионтами". Раз, два, - и обчёлся.
  5. Саша Рид Динамитная шашка

    Да вы что! Как ни приду в библиотеку - сплошь некачественная фантастика. Сплошь роботы, гаджеты, круто-навороченные полу-люди, мнемоники и пр. То же АСТ - кучу такого УГ издает. И суть там в том, что Крутой ГГ победил всех. Не умом или хитростью, не трудом, а гаджетами,гаджетами, гаджетами.
    А Головачев совсем свихнулся на своем КГБ. Сплошь гос. структуры - как сам в них не путается - удивительно вообще. Он там не о людях пишет, а о супер-пупер-крутых способностях.
    Одно дело написать о процессе развития каких-то способностей. И другое дело о том, что "они есть" и "это очень круто.
  6. Fауст Реальный пластит

    Ну не знаю. Вот качественной научной фантастики, где и гаджеты с умом описаны, и идея присутствует - днём с огнём не сыскать. Издадут разве что что из переводного - Уоттса, Стерлинга или Стросса там. Доктороу или, наконец, Гибсона. Ну, кроме классики, понятно.

    Зато гуманитарной, "мягкой" фантастики полным-полно.
  7. Лорд Табаско Динамитная шашка

    У Доктороу, как раз, в основном гаджеты, или даже не столько гаджеты, сколько свои приколы, понятные узкому кругу читателей, а не литература на первом месте. Ну что там в маленьком брате, в общем-то такого? Ну запытали мальчика, ну испугался он за гражданские свободы и создал подпольное движение борцов за.
    Литература знает и более проникновенные вещи.

    Гибсон - сомневаюсь, что писал он о компьютерах, а не о людях, как ни крути, к моменту "Нейромант" набран на машинке.
  8. Знак Админ

    Ну да, Фауст прав тут. Пишут стандартные штуки, ничего не объясняющие мол "о людях", "о жизни" )) Надо же типа что-то автору сказать, когда читатель морщит лоб и с недоумением вопрошает: "Чо сказать то хотел, аффтар?" В смысле, зачем скушал кусок моей жизни своим произведением в котором нет ничего? И тогда аффтар разводит руками: "каэто о чём? о жизни... о людях..." и читатель понимает, что сейчас он ещё и объяснениями своими откусит ещё кусок времени, машет рукой и уходит. И уже не смотрит летящих вдогонку "нет плохих авторов, есть плохие читатели", "я пишу для понимающих с айкью...", "козёл..."
  9. Atlas Генератор антиматерии

    [IMG]
    Тойво нравится это.
  10. Ромка Коктейль Молотова

    шняга. Ничего не понятно, как всегда, Атлас.
  11. Дмитрий Багров Зажигалка

    И все же, уважаемый Фауст, в человеке можно копать и копать. Пусть и исследован он от и до, а нет в знании о человеке не то что точности, а даже элементарного согласия об устройстве его внутреннего мира. Когда будет полностью смоделирован человек (читай: создан полноценный ИИ), тогда и можно будет говорить: здесь копать больше нечего, наука о человеке теперь сводится к инженерии.
  12. Знак Админ

    что хедер стандартный вордпрессовский? ))

    Постоянное копание человека создаёт иллюзию его неисчерпаемости. На деле же, копают одно и то же, от младенчества до старости роя канаву стандартных банальностей, которые, разумеется, для каждого являются реальным самоценным жизненным опытом.
  13. kxmep Генератор антиматерии

    Я все-таки настаиваю на модели Геделя :)
  14. Дмитрий Багров Зажигалка

    Он нравится. Индивидуальность придам, когда будет сотня посещений, десять постоянных комментаторов, и прочее, и прочее.

    Обычные типажи в обычных условиях – да, измусолены. Даже условия необычные – и те стандартизировались, легли в основу бесконечных сериалов о попаданцах.

    Меня удивляет низкая популярность Каганова. Его роман «Харизма», рассказы «Там, где нет ветра», «Эпос хищника» – подлинно научно-фантастические произведения о психике необычных существ – человека, пораженного нановирусом, двух инопланетных разумных рас с инстинктивными базами, отличными от человеческой. Свои знания психологии он биллетризировал крайне талантливо.

    И таких модифицированных людей, таких оригинальных рас можно сочинить множество. Первая возможность – в духе трансгуманизма, вторая ему по крайней мере не противоречит. Это ж целина необъятная.
  15. Fауст Реальный пластит

    Да я там во многом полемически преувеличил. Но. Это не отменяет самого главного.
    Фантастика отличается от остальной литературы прежде всего проблемами, а не частными художественными приёмами. Если фантастическое не ставит новой важной проблемы, то стоит ли городить огород?

    Это показатель мастерства - меньшими средствами раскрыть наибольшее. Потому создание фантастических допущений сверх необходимости показывает недостаток задумки, а не богатство фантазии, в первую очередь.
  16. Дмитрий Багров Зажигалка

    Пока фантастика красочна и увлекательна, будут читатели, которым этих качеств достаточно, и будут писатели, которые на большее не замахиваются. Их право. Да и больше их, а не нас. А я как-то привык отбраковывать почти все книги, советоваться со знакомыми по поводу авторов.

    Что-то мне подсказывает, что и хорошая антуражная фантастика должна быть. Уж очень хочется стандартное «мальчик встретил девочку», но в космических декорациях. Если космос будет не просто фигурировать на заднем плане, а окажет влияние на их судьбу, то почему бы нет.

    Вы меня натолкнули на интересную мысль: в сущности, фэнтези не усложняет мир, а упрощает его, смещая акцент с деятельности на отношения, чувства, мораль. Поэтому реализм для многих таких тем будет досадным усложнением.
  17. Fауст Реальный пластит

    Фэнтези, вообще-то, создаёт новые миры с новой внутренней логикой. Что не менее трудная задача, чем НФ, ставящее новые проблемы. Есть множество фэнтези-миров, в которые вписаны довольно сложные философские системы. Это не смещение к чувствам, вовсе нет.

    Это какая-нибудь аллегорическая сказка, что презентует чувства в качестве объектов или персонажей - она да, смещает. Но не фэнтези.

    Что касается чисто антуражной фантастики, то это просто плохая литература. А если космос всё же влияет на судьбы, то это уже не чисто антуражная фантастика. Вопрос в том, как она соотносится с нашим миром, насколько допущения разумны, и насколько происходящее может указывать на реальность.
    Atlas и Дмитрий Багров нравится это.
  18. Дмитрий Багров Зажигалка

    И не поспоришь.
    Не посоветуете ли что-нибудь из философского фэнтези? ЮАН не предлагать, сам доберусь.
  19. Fауст Реальный пластит

    А за примерами ходить далеко не надо. Средиземье Толкиена - типичный философический мир. Многие моральные ценности (христианские, в основном) подкреплены там самим мироустройством гораздо сильнее, чем у нас. Амбер Желязны заметно полегковеснее, но там вселенная сконструирована в чём-то на некоторой интерпретации идей Платона + дуалистичных восточных философий.

    Из недавно вышедших, если не пугает чернуха, могу посоветовать "Князя пустоты" Бэккера. Этот активно цитирует Канта, Ницше, неявно - многих философов 20-го века (и по делу!), ну и вообще поднимает очень серьёзные проблемы, которые опять же во многом связаны со структурой его мира.
    Дмитрий Багров нравится это.
  20. Дмитрий Багров Зажигалка

    Благодарствую.

Поделиться этой страницей