Традиционализм

Тема в разделе 'Форум обо всём', создана пользователем Знак, 1 сен 2011.

  1. Знак Админ

    Зацепила тема поднятая на хумане, «традиционалисты». Забавна тем, что наблюдаю противостояние традиционалистам… других традиционалистов. А суть остаётся той же – очередная волна обывателей, с фиксированным набором неоспоримых легенд.

    До определённого возраста человек впитывает какие то идеи не критично. Нечем ещё когда критиковать – память не заполнилась на достаточный для комбинирования суждений объём. Потом появляется возможность создавать новые суждения. Однако, тот базовый – набор неоспоримых легенд (то, что сам человек не проверял), полученных в некритичном возрасте, будет всё равно играть первую скрипку. И мало кто потом тестирует эти неосознанные легенды сознательно. Мало кто задаётся вопросом, а почему собственно, «само собой разумеющееся», разумеется само собой?

    Так вот, все люди традиционалисты, по своей природе. Традиции просто разные и шаг за рамки традиционализма – умение понимать какие легенды в тебе самом содержатся и, как они действуют. Потом сознательно пробовать ими управлять. И ни в коем случае не пытаться их ломать – это же фундамент личности. Сломай его и полетит по ветру, как оторванный воздушный шарик. Поэтому любое стороннее воздействие будет вызывать лишь инстинктивную защиту. Нужно очень аккуратно перетасовывать эти бирюльки.

    Большинству людей этот шаг делать и не нужно. Достаточно быть правильным обывателем, в рамках какой то субкультуры. Проблема, правда сейчас в том, что таковых субкультур с появлением интернета будет всё больше и больше. И каждый сам уже будет выбирать для себя, как контактировать с другими. По принципу отталкивания от непохожестей или по принципу игнорирования того, что не мешает делу. Надеюсь, что «против кого дружить будем», изменится на «для какого дела дружим». )) (впрочем это имхо)

    Да и ещё, будущим трансчеловекам этот шаг будет сделать обязательно. Сейчас базовые легенды только смерть стирает, потому общество и меняется, но если не научатся стирать живущие долго – тогда одно из заявлений биоконов о «фиксации» будет воплощено в реальность.
  2. Atlas Генератор антиматерии

    Наивный вы, право, смерть видишь ли стирает легенды...
    Я не говорю за МДМА, Р2В, 2СВ для особо упоротых пациентов, но грибочки шаманские так сносят шаблон, что трансчеловеки и во сне не увидят.
    Впрочем, вся дискуссия суть разновидность троллинга...
  3. Знак Админ

    При чём тут грибочки шаманские? Ещё лучше, хирургическое вмешательство сносит... даже вообще выносит шаблон, но речь не об этом. Речь о том, чтобы продолжать пользоваться мозгом, а не с воплями пинать его ногами, поскольку почудилось что он похож на жуткого кракозябру.

    А что это за аббревиатуры? Препараты для поциентов кащенко? ))
  4. Atlas Генератор антиматерии

    Наоборот - полечишься такими и в Кащенку...
    Я к тому, что "герои вашего романа" даже не планктон, а какие-то водоросли. И заботы у них комнатно-аквариумные, мягко говоря, далекие от реальности. Какие-то макдональдс-пипл, живущие половой жизнью, но еще не вышедшие из детства...
    Даже гопники и колбасеры ближе к подложке матрицы - они хоть знают чего нюхать, а что глотать. Не то чтобы я одобряю сей модус вивенди, но они хоть не крошатся как печенье под давлением обстоятельств.
  5. Знак Админ

    Атлас, да не интересны мне конкретные "герои романа" поскольку здесь автоматически включается субъективная оценка, а я со скептицизмом смотрю даже на собственную, потому как не раз наблюдал, что она легко может быть не верной и преходящей. Это моментальный снимок "здесь и сейчас" и едва ли стоит потом раз за разом на него посматривать, игнорируя последующие взгляды, снимки и фрагменты.

    Мне интересны общие принципы, тенденции, направления. Поняв это, можно будет не цепляться за каждый шаг, взгляд и прыжок. Если известно направление, то втуда можно перемещаться. Остальное нюансы.

    Так вот и пытаюсь рассмотреть традиционализм. Что это, отчего и почему. Просто вижу что это происходит совершенно одинаково. Начиная со времён когда казалось абсолютно естественным быть пионером, работать всю жизнь на одной работе, ожидать коммунизма, читать только Стругацких и не заниматься любовью до свадьбы. То есть само собой разумеющиеся моменты, естественные, как то что завтра будет день и будет ночь. И сейчас наблюдаю совершенно то же самое у ребят на определённом этапе жизни. Некие не подлежащие сомнению установки "что такое хорошо и что такое плохо" Причём в отличии от "традиционных" они каким-то загадочным образом, могут легко друг другу противоречить. Без объяснений, без понимания. То есть, каждый сам себе создаёт некие традиционные установки, которым следует и последовательность эта ирреальная совершенно не постижима другими людьми. Вот что любопытно, во что эти тенденции выльются, попробовать прикинуть чем станут.
  6. Atlas Генератор антиматерии

    А что касается непосредственно темы, так это не традиционализм, а импринтинг.
    Импринтинг, он же Синдром утенка. Происходит в определенные моменты жизни, вызывая некритичное запечатление поведенческой программы.
    Например, большинство в детстве фапает на голых телок, получает первый в жизни оргазм (один из импринтных моментов) и далее склонен к половой дружбе именно с половозрелыми самками своего вида.
    Ну а кое-кто по молодости фапает на лоли, а то и вовсе на стилиста Зверева. Спонятным результатом.
  7. Знак Админ

    )) под определение импринтинга подходит разве что тенденция считать первое же услышанное суждение о чём либо правильным и единственно верным. Но это происходит разве что в совсем детском возрасте. Я всё таки рассматриваю более поздние этапы.
  8. Atlas Генератор антиматерии

    Не совсем корректная трактовка термина.
    Дело не в юном возрасте, жизнь многогранна - будучи зрелым мужем, человек может испытать нечто неизведанное. И синдром утенка сработает как в детстве. Вот именно об этом аспекте я упомянул "во вторых строках свово письма". Несмотря на физический возраст, участники сей дивной дискуссии инфантильны по сути.
  9. Знак Админ

    жизнь многогранна - будучи зрелым мужем, человек может испытать нечто неизведанное. И синдром утенка сработает как в детстве.(с)


    Из этого все инфантильны люди.
    Иначе же легко найти пристрастность.
    Не Д Артантьян ли здесь замешан, Атлас?
    Иль может быть всё дело в дозировках? ))
  10. Atlas Генератор антиматерии

    Все дело в волшебных пузырьках))
    Есть другая крайность - акселерация, тому пример детдомовские дети. Они лишены родительского буфера в столкновении с реальностью, оттого рано познают изнанку жизни. И никакой тут пристрастности нет, вы думаете этим детям неинтересны киборги, компьютеры и прочие технологические чудеса?
    Да они такие же любознательные человечки, просто обстоятельства заставляют их формировать иные поведенческие навыки. Да - импринтинг, синдром утенка, но они не со скукой борются, как инфантильные собратья, а за выживание!
  11. Саша Рид Динамитная шашка

    Хоть Атлас и груб, но я с ним частично соглашусь. Смотреть надо не на выдуманные людьми "теории" - это выглядит как "меренье пиписьками" или кто больше умных слов знает. От того, что вы назовете виртуальный корабль "традиционализмом" или "экзистенциализмом" - он все равно не поплывет по настоящим волнам. Жизнь сложнее, чем деления людей и вешанье на них ярлыков "такой-то" или "такой-то". Глупо, если человек слушает рок, назвать его металлистом, если любит собак назвать - собачатник. Это все ярлыки, не стоящие даже минутного внимания.
    Люди - это дети. Всегда. Он просто меряются письками, машинами, домами, умами - и все это происходит из детства, в котором они чего недополучили. И эти порывы рассматривать надо как детские забавы, а не как какой-то вид реальности. Я это называю - заигрались.

    Глава тринадцатая
    Стандартный язык и язык-прим
    В 1933 году в «Науке и здравомыслии» Альфред Кожибский предложил исключить из английского языка «идентификационный» глагол «является»*. (Идентификационное «является» создает предложения типа «X является Y»**. Например, «Джо — коммунист», «Джордж — глупый мелкий клерк», «Вселенная есть гигантская машина» и т.п.) В 1949 году Д. Дэвид Борланд-младший предложил запретить вообще все формы слов «быть» и «являться», что привело бы к появлению нового языка, в котором совершенно отсутствовала бы «идентификационность»*** . Этот предполагаемый язык Борланд назвал «Я-прим», то есть «язык-прим»****.
    * Англ. is of identity.
    ** В русском языке также употребляются формы «X есть Y», «X — это Y» и «X—Y». В последних двух случаях глагол «быть» или «являться» не присутствует, хотя содержание предложения остается: объявляется, что объект Х относится к категории объектов Y. Такая особенность русского языка создает определенные сложности при переводе этой главы, поскольку в английском языке глагол в предложении должен присутствовать всегда (в данном случае — глагол «быть», «являться»). Но эта особенность, конечно, не означает, что нормальный русский язык ближе к тому «языку-прим», о котором идет речь в этой главе.
    *** Англ. isness.
    **** Оригинальное его название — English-Prime, или E-Prime, но сам факт переводимости рассуждений Борланда и Уилсона с английского языка на русский уже позволяет нам ввести более универсальный термин — «язык-прим», или «Я-прим».

    Мало кто из ученых решился перейти на Я-прим (стоит отметить доктора Альберта Эллиса и доктора Э. У. Келлогга III).Борланд в своей последней (еще не опубликованной) статье рассказывает о нескольких случаях, когда научные доклады, неудовлетворительные для некневсех членов исследовательского коллектива, неожиданно обретали смысл и становились приемлемыми, как только их переписывали на языке-прим. Однако Я-прим пока еще не прижился ни в научных кругах, ни в разговорной речи.
    (Любопытно, что большинство физиков по большей части пишет свои работы на языке-прим благодаря влиянию операционализма — философии, требующей определять вещи выполняемыми операциями, — но мало кто из них знает о Я-прим как о дисциплине. К сожалению, даже эти ученые слишком часто допускают «идентификационные» утверждения, сбивая с толку и самих себя, и своих читателей.)
    Тем не менее Я-прим, похоже, решает многие сложные проблемы и служит хорошим лекарством от того, что Кожибский называет «демонологическим мышлением». В нашей книге Я-прим применяется очень широко, чтобы читатель мог постепенно привыкать к этому новому способу картографирования мира; в нескольких случаях я позволил вторгнуться стандартному языку с его «идентификационностью» (многие ли из вас заметили это?). Я позволил ему вторгнугься при обсуждении того параноидального мышления, которое широко распространено во всех слоях нашего общества и всегда возникает, когда в наши понятия вкрадывается коварное «является». (В качестве намека или предупреждения я поместил каждое «является» в кавычки — в надежде, что они привлекут ваше внимание к центральной роли этого слова в обсуждаемом недоразумении.)
    Каждый, у кого есть компьютер, знает, что программное обеспечение может на удивление радикально изменить функционирование этой машины. Первый закон компьютеров — настолько древний, что некоторые относят его рождение к темным эпохам, когда на Земле еще господствовали гигантские ящеры и Ричард Никсон, — гласит: «Каков запрос, таков ответ» .
    * Англ. GIGO — «Garbage In, Garbage Out». Этот закон относится к программам, которые не проверяют правильность входных данных и при вводе «замусоренных» данных выдают тоже «мусор».
    Дефектное программное обеспечение гарантирует получение неправильных ответов или даже полной бессмыслицы. И наоборот, хорошее программное обеспечение часто «чудесным» образом разрешает проблемы, которые до сих пор казались неразрешимыми.
    Поскольку мозг не принимает сырых данных, но редактирует данные одновременно с их получением, нам необходимо понимать те программы, которыми пользуется мозг. Причина, по которой предложено использование языка-прим, очень проста: «идентификационность» загоняет мозг в средневековые аристотелевские рамки и делает невозможным понимание современных проблем и возможностей. Короче говоря, классическое проявление закона «каков запрос, таков ответ». Если мы избавимся от «идентификационности» и будем всегда писать и мыслить только на языке операционализма и экзистенциализма, это, соответственно, введет нас в современную вселенную, где мы сможем успешно заниматься современными проблемами.
    Чтобы дать вам первое представление о Я-прим, я подготовил следующую таблицу. В левой колонке вы увидите предложения, записанные на стандартном языке, а в правой — записанные на языке-прим.
    Стандартный язык (обозначается маркировкой с цифрой)
    Язык-прим (обозначается маркировкой с цифрой и литерой)
    1. Фотон является волной.
    1а. Фотон ведет себя как волна, если сдерживать его при помощи определенных инструментов.
    2. Фотон является частицей.
    2а. Фотон ведет себя как частица, если сдерживать его при помощи других инструментов.
    3. Джон — вечно недовольный брюзга.
    3а. Джон выглядит недовольным и брюзгливым, когда я вижу его в офисе.
    4. Джон — яркий, веселый человек.
    4а. Джон выглядит ярким, веселым человеком, когда я встречаю его по выходным на пляже.
    5. Машина, сбившая человека, синий «форд».
    5а. Мне кажется, что я припоминаю машину, сбившую человека, как синий «форд».
    6. Это фашистская идея.
    6а. Для меня это кажется фашистской идеей.
    7. Бетховен лучше Моцарта.
    7а. При моем нынешнем состоянии музыкального образования Бетховен кажется мне лучше Моцарта.
    8. «Любовник леди Чаттерлей» — это порнографический роман.
    8а. «Любовник леди Чаттерлей» мне кажется порнографическим романом.
    9. Трава зеленая.
    9а. Трава воспринимается как зеленая глазами большей части людей.
    10. Первый человек пырнул второго человека ножом.
    10а. Мне кажется, я видел, как первый человек пырнул второго.
    В первом примере «метафизическая», или аристотелевская формулировка, написанная на стандартном языке, становится формулировкой операционалистской и экзистенциалистской, когда мы переписываем ее на языке-прим. Может показаться, что это представляет интерес только для философов и ученых из лагеря операционалистов и экзистенциалистов, но обратите внимание, что происходит, когда мы переходим ко второму примеру.
    Безусловно, стандартные предложения «Фотон является волной» и «Фотон является частицей» противоречат друг другу, как противоречат друг другу предложения «Робин — мальчик» и «Робин — девочка». На протяжении всего девятнадцатого столетия физики спорили на эту тему, а к 20-м годам века нынешнего стало очевидно, что экспериментальные данные эту проблему не могут разрешить, поскольку сами данные зависели от инструментов или от расположения инструментов в ходе экперимента. Эксперимент, поставленный одним способом, всегда показывал, что свет распространяется как волны, а при другой постановке эксперимента всегда получалось, что свет распространяется как отдельные частицы.
    Над этим противоречием трудились многие умные головы. Как мы уже упоминали, некоторые теоретики-квантовики полушутя говорили о «волночастицах». Другие в отчаянии заявляли, что «вселенная недоступна разуму» (подразумевая под этим, что вселенная не следует аристотелевской логике). Третьи с надеждой ждали решающего эксперимента, который внесет окончательную ясность, «являются» ли фотоны волнами или частицами (чего не случилось и в 90-х годах).
    Но если мы посмотрим на те же предложения, переведенные на язык-прим, то не увидим в них никакого противоречия, никакого «парадокса», никакой «непостижимости» вселенной. Кроме того, мы заметим, что мы наложили некоторые ограничения на разговор о том, что на самом деле происходит в пространстве-времени, в то время как стандартный язык позволял нам рассуждать о том, чего мы в пространстве-времени никогда не наблюдали, — об «идентичности» или аристотелевской «сущности» фотона. («Принцип комплементарности» Нильса Бора и Копенгагенская Интерпретация, технически разрешившие проблему дуализма волны и частицы, фактически призвали физиков к использованию «духа языка-прим», хотя сам Я-прим в них еще не прозвучал.)
    Слабость аристотелевских «идентификационных» утверждений заключается в том, что они любому «объекту» приписывают некую внутреннюю «вещность» (которую циничный немецкий философ Макс Штирнер называл «призраком»). Помните, как у Мольера невежественный врач, стараясь произвести впечатление на еще более невежественного пациента, «объясняет», что опиум погружает нас в сон, потому что обладает «снотворным качеством»? Научное, или операционалистское утверждение должно было бы точно определить, каким образом структура молекулы опиума химически связывается со специфическими структурами рецепторов мозга, — то есть описать действительные события в пространственно-временном континууме.
    Проще говоря, аристотелевская вселенная — это собрание «вещей», обладающих внутренними «суищостями» или «призраками», в то время как современная научная (или экзистенциалистская) вселенная — это сеть структурных взаимоотношений. (Чтобы четче увидеть это отличие, взгляните еще раз на два первых примера стандартного языка и языка-прим.)
    Но, как ни смешон мольеровский врач, ему далеко до ватиканских богословов. Согласно томизму-аристотелизму (официальной философии Ватикана), «вещи» не только обладают внутренними «сущностями», но и имеют внешние «акциденции», или проявления. Этим, в частности, «объясняется» Чудо Пресуществления. В этом изумительном, поразительном, совершенно невероятном Чуде кусочек хлеба превращается в тело еврея, жившего 2000 лет назад.
    * Акциденции - случайные, преходящие, несущественные свойства предметов.
    ** Пресуществление - мистическое претворение хлеба и вина в тело и кровь Христа в христианском таинстве евхаристии.
    Так вот, «акциденции» — к которым относится все, что вы можете наблюдать в хлебе, как при помощи ваших органов чувств, так и при помощи самых тонких научных инструментов, — конечно же, не изменяются. Для ваших глаз, вкусовых сосочков или электронных микроскопов хлеб не претерпеваетникаких изменений. Он даже не приобретает вес человеческого тела, но остается легким, как и положено кусочку хлеба. Тем не менее для католиков после этого Чуда (которое может выполнить любой священник) хлеб «является» телом вышеупомян того умершего еврея, некоего Иешуа бен-Юсефа, которого ватиканские гои называют Иисусом Христом. Иными словами, «сущностью» этого хлеба «становится» мертвый еврей.

    Если принять эту схему рассуждений, то вскоре становится очевидным, что «сущностью» хлеба может «стать» все что угодно. Почему бы «сущностью» хлеба не могли «стать» Пасхальный Кролик, или Пасхальный Кролик вместе с Иисусом Христом, или Пять Изначальных Братьев Маркс, или миллионы других «призраков», счастливо сосуществующих в тех мирах за пределами пространства-времени, где таким метафизическим сущностям — самое место?
    Но вот что еще более изумительно: это Чудо может произойти только в том случае, если у священника есть пенис. За последние десятилетия протестанты, иудеи, дзэн-буддисты и др. рукоположили множество священников женского пола, но Ватикан непоколебимо придерживается закона, согласно которому только мужчина — человек с пенисом — может трансформировать «сущность» хлеба в «сущность» мертвого тела.
    (Как и лежащий в основе данного ритуала каннибализм, поклонение фаллосу ведет начало из каменного века — от идеи возможности передачи «сущностей» от одного организма к другому. Ритуальный гомосексуализм, в отличие от гомосексуализма-для-удовольствия, сыграл выдающуюся роль во многих языческих культах плодородия, которые впоследствии были включены в католическую метафизику. См. «Золотую ветвь» Фрэзера и «Почитание органов размножения» Райта. Для трансмутации хлеба в плоть требуется фаллос, потому что наши древние предки верили в то, что фаллос требуется вообще для любой значительной магической работы.)
    На стандартном языке мы можем обсуждать любые метафизические и «духовные» проблемы, часто даже не замечая, что мы уже вошли в сферы теологии и демонологии, в то время как на языке-прим мы можем обсуждать только действительные переживания (или трансакции) в пространственно-временном континууме. Сам по себе язык-прим не обязательно переносит нас в научную вселенную, но он по крайней мере подводит нас к экзистенциальным или основанным на опыте моделям и выводит нас из сферы средневековой теологии.
    Я не против того, чтобы те, кому нравятся теологические или демонологические спекуляции, продолжали наслаждаться ими. Настоящая книга лишь пытается прояснить различие между теологическими спекуляциями и действительным опытом в пространстве-времени, чтобы мы не забредали больше в теологию, сами того не осознавая. Верховный Суд, например, забрел в теологию (или демонологию), когда про возгласил fuck непристойным словом. Самое большее, что можно сказать об этом на научном языке-прим, это: «Слово fuck кажется непристойным Х процентам населения», причем число Х должно определяться при помощи стандартных методов оценки общественного мнения.
    Теперь перейдем к загадочному Джону, который «является» недовольным и брюзгливым, но при этом также «является» ярким и веселым человеком. Здесь мы находим любопытную параллель с дуализмом волны и частицы. Оставаясь в туннеле реальности стандартного языка, можно решить, что Джон «на самом деле» подвержен маниакальной депрессии. Или же один наблюдатель может решить, что другой наблюдатель просто «на самом деле» не наблюдал за Джоном внимательно или «является» «ненадежным свидетелем». Опять-таки, невинное на вид «является» заставляет нас населять мир призраками и может привести нас к жарким спорам, а то и к драке. (Вспомним тот город в Северной Ирландии — «является» ли он «на самом деле» Дерри или Лондондерри?)
    Переписывая высказывания о Джоне на языке-прим, мы обнаружим, что «Джон выглядит недовольным и брюзгливым в офисе» и «Джон выглядит ярким, веселым человеком по выходным на пляже». Мы покинули мир призраков и снова вошли в экзистенциально-феноменологический мир действительного опыта в пространстве-времени. И — о чудо! — еще одно метафизическое противоречие внезапно исчезло!
    Когда мы говорим, что «Джон является» чем бы то ни было, мы тем самым сразу же открываем дверь призракам и метафизическим спорам. Историческая логика аристотелевской философии, встроенная в стандартный язык, всегда придает статичность каждому «является», если только говорящий или пишущий не забывает указать дату, но даже и в этом случае лингвистическая привычка заставит многих «не обращать внимания» на дату и исходить из того, что понятие «является» статично (как статична любая аристотелевская «сущность»).
    Например, фраза «Джон — безбородый» может ввести в заблуждение многих людей (кроме опытных полицейских), если преступник Джон попадет в розыск и решит изменить свою внешность, отрастив бороду.
    «Джон — протестант» или «Джон — католик»: это может измениться в любой день, если у Джона появится привычка к философским рассуждениям.
    Как ни странно, фраза «Джон — еврей» имеет по крайней мере пять различных смыслов*. Некоторые из этих значений могут измениться, другие остаются постоянными, и лишь одно из них что-то говорит нам о том, как Джон будет вести себя в пространстве-времени.
    * Напоминаем читателю, что английский язык не делает различия между «евреем» и «иудеем». Есть лишь одно слово, Jew.
    Пожалуй, на этом стоит остановиться подробнее. Фраза «Джон — еврей», в соответствии с раввинским законом, означает, что мать Джона — еврейка. Это ничего не говорит нам о религиозной и политической принадлежности Джона и даже меньше, чем ничего, — о его вкусах, сексуальной жизни, любимых видах спорта и т.п.
    В нацисткой Германии фраза «Джон — еврей» означала (а в антисемитских кругах США означает и сегодня), что у Джона есть хотя бы один предок, которого можно назвать «евреем» согласно хотя бы одному из пяти противоречивых определений. Опять-таки, это ничего не говорит нам о поведении Джона.
    «Джон — еврей» в некоторых кругах означает, что Джон исповедует иудейскую религию. Наконец-то мы узнали что-то о самом Джоне. Очевидно, он регулярно посещает синагогу... или довольно регулярно. (Но мы все равно не знаем, например, насколько строго он следует кошерным законам...)
    «Джон — еврей» в некоторых других кругах означает, что, хотя Джон и отвергает иудейскую религию, он отождествляет себя с «еврейской общиной» и (если станет достаточно известной фигурой) может выступать «как еврей» на политических собраниях. (Но мы все-таки не знаем, например, будет ли он поддерживать или критиковать текущую политику Израиля.)
    «Джон — еврей» может также означать, что Джон живет в сообществе, где по любому из вышеприведенных соображений люди относятся к нему как к еврею, и он поневоле вынужден признать это «еврейство» —пусть даже всего лишь призрак — как нечто такое, что люди обычно «видят», когда им кажется, что они видят его.
    Литературные критики, которых принято считать самыми внимательными и вдумчивыми читателями, на протяжении 40 лет называли «евреем» Леопольда Блума, героя «Улисса» Джеймса Джойса. Только в последние лет десять исследователи Джойса начали спорить о том, «является» ли Блум евреем. (Блум подходит под определение еврея только в двух смыслах из пяти, приведенных выше, а в трех смыслах евреем не является. Означает ли это, что он «на 40% еврей» или «на 60% не-еврей»? Или и то, и другое?) Сейчас эти исследователи вроде бы сошлись на том, что Джойс дал Блуму очень запутанную родословную специально для того, чтобы создать такую двойственность и тем самым высмеять антисемитизм.
    Рискуя быть осмеянным, я скажу, что, по-моему, Джойс, как и его великий современник Бор, хотя и не сформулировав идею языка-прим в явном виде, хотел заставить нас увидеть порочность «идентификационных» утверждений. Подобно шредингеровскому коту («дохлому» в одних «собственных состояниях», или eigenstates, и «живому» в других), Блум как человек не имеет смысла в своей среде, пока мы не осознаем, что и его «еврейство», и его «нееврейство» играют различные роли в его жизни — в различное время и в различной среде.
    Между прочим, в рамках стандартного языка утверждение «Мерилин Монро была еврейкой» выглядит вполне справедливым. Она не имела ни матери-еврейки, ни предков-евреев, особо не общалась с еврейской общиной и вряд ли ее когда-нибудь называли еврейкой в прессе, но зато Мерилин, будучи замужем за Артуром Миллером, практиковала иудейскую религию, так что, согласно правилам стандартного языка, она «была» еврейкой в большей степени, чем некоторые из моих друзей-атеистов, происходящих из еврейских семей. Но вернемся к нашему Джону...
    «Джон — сантехник». В этом предложении также содержится изъян. Возможно, с тех пор, как вы его видели в последний раз, Джон бросил работу сантехника и стал парикмахером. В жизни бывает и не такое. На языке-прим следует сказать: «В последний раз, когда я встречался с Джоном, он работал сантехником».
    Банально? Чересчур педантично?
    В одной из свежих научных статей* рассказывается о том, как профессор Гарри Вейнберг — кстати, мой старый знакомый — однажды попытался заставить своих студентов увидеть изъян, скрытый в утверждении «Джон Кеннеди — президент Соединенных Штатов». Доктор Вейнберг указал на следующий момент: все исходили из того, что «обстоятельства не изменились с тех пор, как мы вошли в эту аудиторию». Это предположение не подверг проверке никто из студентов, настаивавших на том, что вопрос совершенно ясен. Для Вейнберга и его студентов этот урок оказался более драматичным, чем они могли ожидать, поскольку лекция состоялась 22 ноября 1963 года, и вскоре все они узнали, что Джон Ф. Кеннеди погиб от пули убийцы не только именно в тот день, но и в тот час, когда шли занятия. Таким образом, когда вопрос обсуждался, президента по имени Джон Кеннеди уже не существовало.
    * Рут Гончар. «Утверждение факта или утверждение вывода». — Темпл ревью, Темпл Юниверсити, зима 1988—89.
    Такой урок трудно забыть, не правда ли?
    Теперь посмотрим на пример номер пять — «Машина, сбившая человека, — синий "форд"«. В нем снова просматривается расселовский парадокс с двумя головами. Похоже, что синий «форд» существует «в» голове очевидца, но существовал ли синий «форд» также и «вне» этой головы — в этом у нас уверенности нет. И тут даже не нужно вспоминать эффектные лабораторные работы по психологии — достаточно вспомнить о том, как часто уверенные показания очевидцев не выдерживают проверки в суде. Может быть, «внешняя вселенная» (включающая в себя синий «форд») существует в какой-то Суперголове? Но, опять-таки, перевод исходного утверждения на язык-прим — «Мне кажется, что я припоминаю машину, сбившую человека, как синий "форд"« — явно лучше согласуется с опытным уровнем нашего существования в пространстве-времени, чем две головы и другие парадоксы, которые возникали перед нами в стандартном языке.
    Джеймс Тербер рассказывал, как однажды он увидел адмирала в морской униформе XIX века и со старомодными бакенбардами, который ехал на цирковом одноколесном велосипедевдоль по Пятой Авеню в Нью-Йорке. К счастью, Тербер незадолго до того разбил свои очки и еще не успел получить отоптика новых, так что он не стал серьезно беспокоиться о своем душевном здоровье. В Сан-Франциско, в районе Кастро, где много гомосексуалистов, я как-то увидел объявление «УБОРЩИКИ-ПОЛУГЕИ»(Англ. Half Gay Cleaners.), но, когда я присмотрелся получше, это оказались «УБОРЩИКИ НА ПОЛДНЯ» (Англ. Half Day Cleaners).
    Даже Аристотель, которого мы часто обижали на страницах этой книги, был достаточно умен, чтобы заметить, что в словах «я вижу» скрыт изъян; следовало бы говорить «я видел». Ведь между воздействием энергии на глаз и созданием образа (и связанных с ним названия и идей) в мозгу проходит некоторое время. Вот почему, когда машина сбивает человека и на полной скорости уносится прочь, из трех очевидцев один может увидеть синий «форд», другой — синий «фольксваген», а третий — даже зеленую «тойоту».
    Когда-то я потряс до глубины души одного моего друга, заметив, к вопросу об НЛО, что я вижу их по две-три штуки в неделю. Поскольку я изучаю трансакционную психологию, этот факт не удивляет и не пугает меня. Ведь я также вижу и ННЛО (неопознанные нелетающие объекты) — но, в отличие от некоторых персонажей нашей книги, не тороплюсь опознавать в них енотов или кабанов. Большинство людей видит ННЛО — особенно часто во время быстрой езды, но иногда даже при ходьбе. И никто не задумывается о них. На нас производят впечатление только НЛО, потому что многие люди считают их космическими кораблями. Мои НЛО остаются неопознанными, поскольку они не находились в моем поле зрения достаточно долго для того, чтобы я мог хотя бы строить какие-то догадки. Я не нахожу никаких оснований для того, чтобы классифицировать их как космические корабли. Мало того, я думаю, что, если человек не видит НЛО часто, это просто потому, что он не владеет психологией восприятия или современной нейронаукой. В небе очень много объектов, которые мелькают слишком быстро, чтобы кто-нибудь мог опознать их.
    Моя собственная жена часто предстает передо мной как ННЛО — обычно часа в два-три ночи, когда я встаю с постели и иду по нужде, а затем встречаю Таинственную и Неизвестную фигуру, вырисовывающуюся во мраке на другом конце комнаты. К счастью, в этих случаях опознание не занимает много времени и я никогда не хватался за тупые тяжелые предметы, чтобы защитить себя. И, что бы ни думали обо мне мои критики, я никогда не принимал свою жену за белку.
    Если мыслить на языке-прим, то весь мир состоит в основном из НЛО и ННЛО. Мало какие из «объектов» (пространственно-временных событий) в воздухе или на земле дают нам возможность «опознать» их с полной уверенностью.
    В примере номер шесть («Это фашистская идея» или «Для меня это кажется фашистской идеей») стандартный язык предполагает наличие «сущности» средневекового типа, не описывает действие в пространстве-времени и не упоминает инструмент, используемый для измерения степени «фашистскости» данной идеи. Перевод же на язык-прим не оперирует призраками, описывает действие, происходящее в мозгу говорящего, и очень ясно указывает на этот мозг как на инструмент, производящий оценку. Мы снова видим, что стандартный язык исходит из того, что наблюдатель и наблюдаемое разделены «прозрачной стеной», в то время как язык-прим возвращает нас в современный квантовый мир, в котором наблюдатель и наблюдаемое образуют нераздельное единство.
    В примерах 7 и 8 стандартный язык опять обращается к призракам и отделяет наблюдателя от наблюдаемого, язык-прим не предполагает наличия призраков и напоминает нам о ПКН (Принципе квантовой неотделимости) доктора Ника Херберта: невозможно экзистенциально отделить наблюдателя от наблюдаемого.
    Помедитировав над примером 9, вы получите ответ на знаменитый дзэновский коан: «Кто тот Мастер, который делает траву зеленой?» Возможно, это также избавит вас от частых ссор (чаще всего происходящих между мужем и женой) поповоду того, «являются» ли новые занавески «на самом деле» зелеными или голубыми.
    Пример 10 вводит новые тонкости. В предложении на стандартном языке не видно никакого «является», поэтому даже люди, искушенные в языке-прим, могут не увидеть здесь проблемы. Однако разрешите мне напомнить вам один хрестоматийный эксперимент из области психологии, который ясно показывает, что стандартно-языковая версия все же содержит в себе изъян.
    Эксперимент этот хорошо известен всем студента
    м-психологам. В аудиторию внезапно врываются два человека, они дерутся и кричат, а затем один из них делает такое движение, словно бьет другого ножом. Тот падает. Когда бы ни проводился этот эксперимент, большинство студентов при опросе заявляют, что в руке нападавшего был нож. На самом деле никакого ножа нет. В руке «убийцы» находится банан.
    (с) Роберт Антон Уилсон

    Осталось напомнить случай из жизни, который наверняка был у каждого:
    - Да ты экзинтенционалист!
    - Кто-о-о??? - и кулаком в глаз.
    pouri нравится это.
  12. Знак Админ

    Люди - это дети. Всегда. Он просто меряются письками, машинами, домами, умами - и все это происходит из детства, в котором они чего недополучили.

    Саша, не совсем понял зачем был приведён огромный кусок из Роберта Уилсона, но определённо могу сказать: лучше всё таки мерятся своими пиписьками, чем чужими.

    Сложный мир, стоит упрощать для понимания лишь на первых этапах понимания: "всё в мире от секса, так сказал фрейд", "всё в мере от меряния пиписьками", "всё в мире борьба за выживание" итп. Дальше всё таки, человек обучается лучше пользоваться мозгом и начинает выяснять закономерности, "выдумывать теории"И глобальные обобщения, свойственные юности вызывают усмешку или раздражение.
    *******************************************************************
    Атлас: Да они такие же любознательные человечки, просто обстоятельства заставляют их формировать иные поведенческие навыки. Да - импринтинг, синдром утенка, но они не со скукой борются, как инфантильные собратья, а за выживание!

    Атлас, вы полагаете, что борьба за выживание единственно достойная форма существования? )) Мне, к примеру, всегда было значительно интереснее бороться за понимание чего бы то ни было, сдаётся мне что этот интерес движет в действительности многими спорами.
    Да и в сущности, вы изрядно идеализируете жизненную траекторию "познавшего изнанку жизни" Зачем она эта изнанка то? Для автоматического противостояния? Согласен, бывает полезна, однако абсолютное большинство детдомовских в своей борьбе за выживание не преуспевают.


  13. Atlas Генератор антиматерии

    Люди вообще сотворили себе нового кумира под собирательным термином "передовые технологии".
    По всем признакам это новая религия, ибо ни подтверждений, ни доказательств не требуется. Любые сомнения нейтрализуются предложением посмотреть вокруг. Априори считается, что любой вопрос будет решен. Вот спросите любого адепта прогресса, может ли существовать задача в принципе не решаемая? Ни сейчас, ни когда либо еще...
    А ведь это очень важный и принципиальный момент!

    Впрочем, вера в технологические чудеса доводит и до курьезов:
    Белая американка, родившая чернокожего ребенка, клянется, что залетела от просмотра порнофильма в 3D. Муж женщины – белый военный, который в момент зачатия служил в Ираке, уверен, что его жена говорит правду.
    http://www.newsland.ru/news/detail/id/604721/

    А некоторые клеят танчики и играют в трансчуловеков))
    Саша Рид нравится это.
  14. Саша Рид Динамитная шашка

    Выдумка - есть все в ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ мире. Трава не зеленая, она лишь воспринимается как зеленая большинством людей. Отрывок из РАУ как раз и говорит об этом - об иллюзорности восприятия. И ошибочно делать утверждения, как вы сказали:
    Это не может быть верным утверждением. Ярлык "традиционалист" верен только относительно какого-то контекста и параметров.
    Это не может являться истиной. Человеческая вселенная тем и характеризуется, что ЧЕЛОВЕКОМ. Человек не может рассматриваться человеком "по своей природе". Мы (человеки*) - это РЕЗУЛЬТАТ действия природы. Один из ее продуктов, потому не можем объективно рассматривать самих себя - неизбежно накладывается отпечаток "природы", запрещающий нам "видеть" объективно. Если хотите иначе: в нашей кодовой программе есть баг, запрещающий нам видеть самих себя со стороны, если бы этого бага не было, мы бы вели себя не так, разговаривали бы иначе, и были бы уже не теми, кто есть. По этому рассуждая о своей "природе" - мы допускаем ошибку. Как раз из-за этого бага, т.к. находимся в круговороте системы, а не над нею.
    Вот поэтому все рассуждения - это ВЫДУМКА. Мы не НАД системой, а в самом ее центре.
    Разум наш, его действие, его создание - имели цели. Какие - мы не знаем. Любая работа разума - есть лишь ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ, а не объективный мир. Случай с бананом это доказывает.

    Есть цель, относительно этой цели делаешь действие - это нормально. Но когда цель забывается, а действие становится самоцелью - это уже ненормальное течение вещей.
    Пример, есть велосипед. Человек задал цель - сократить время путешествия из точки А в точку Б. Если в процессе езды он начинает получать удовольствие от езды - это нормально. Но если он уже не стремится осуществить цель, а стремится просто получать удовольствие от поездки - это уже не нормально относительно изначально заданной цели. Все точно так же и в диалогах и "работе разума".

    Да и про обывателей вы не правы. Вы в данном случае смотрите из параллельной вселенной, находясь в системе, находящейся над микросистемой и какой-то частью в ней. Ярлыки дело опасное.

    Не соглашусь. Лучше вообще не мериться ничем, чем я и вы начнем мериться хоть и своими письками. Они у нас просто разные и ничья ни лучше ни хуже. Диалог должен задаваться целью - достичь взаимопонимания, а не показать собеседнику на сколько он "глуп".
    _____________
    *Слово "человеки" - обозначает количественную индивидуальность. Много человек, каждый как носитель индивидуальности. Слово же "люди" - слово обобщающее и потому используется для обозначения социальности, общности.
  15. Знак Админ

    Вот спросите любого адепта прогресса, может ли существовать задача в принципе не решаемая? Ни сейчас, ни когда либо еще...
    А ведь это очень важный и принципиальный момент!

    Думаю, любой адепт прогресса, включая меня, ответит, что любая задача решится. Так или иначе, раньше или позже. Младенец, поднимет штангу в два центнера. Для этого ему нужно всего навсего прожить двадцать лет ))

    А вера в технологии, лучше какой бы то ни было другой веры. Она даёт волю к жизни, к свершениям. Кроме того, она всё таки подтверждается чудесами.

    Но, это всё таки, вне темы. Совершенно так же, традиции клянут металлисты, коммунисты и прочие жаждущие по быстрому сломать нечто, теоретически предполагая со всем пылом и уверенностью юности, что сделают лучше и правильнее. Тенденция не к эволюционным а революционным преобразованиям, всегда в России была сильна. Ну так и что с того? )) Это стандартный этап.
  16. Vilmind Реальный пластит

    Это, по моему, из раздела - может ли Бог сотворить такой камень который не сможет поднять )
  17. Знак Админ

    Маргаст там по ритуалам прохаживается, что де нафиг не нужны и всё такое. Однако, ритуалы это одна из основных столпов создающих определённый народ. Почитайте для интереса роман Ю.Никитина “Князь Русс”, там изгои отсоединились от общего корня в поисках лучшей доли, и шаман первым делом на ходу начал сколачивать новый народ, путём придумывания легенды, про Рода, что вытащит за чуб своих любимых детей из всемирного пламени, поэтому нужно оставлять оселедец. Там как кольцо надевать, как кланяться да как здороваться.

    Традиции соединяются ритуалами, каким то общими для всех действиями. Когда и князь на красный угол крестится и за столом снимает шапку, то же самое делает последний нищий, они оба принадлежат одному народу. Свадьбы, похороны, поминки, праздники – основные вехи жизненного пути, они принадлежат не только личности, которая по сути без своего сообщества пылинка.

    Ритуалы одновременно принадлежат сразу многим. Когда исчезает эта общность, исчезает и народ. Это знают все и знали всегда. А сейчас уничтожать общность, как никогда проще. Особенно играя на юношеском максимализме.
    Но человек существо стайное, как бы не пытался быть индивидом и всё такое – по любому принадлежит какой-то группе или нескольким, по интересам, по профессии, по традициям, по языку. Всё равно группирование остаётся, просто урезается. Если убрать базовые ритуалы, которые кажутся нелепыми, это оборвать связь с историей, достижениями и провинностями предков. Забыть кто ты собственно есть.

    У Никитина в одной из книг ТИЛ Вещий Олег летит собирать на битву с нечистью разные племена и приходит к сильномогучему племени, которое если впишется, то определённо победят. Не помню как называлось ну охлобысты чтоли )) Те с энтузиазмом согласились, что да-да всё верно, можете рассчитывать. Однако на следующий день Олег с удивлением видит, что те и дома ломают строят иначе, и оружие переделывают и говорят уже не с ударением не на первый а на последний слог. Он встревоженный к вождю мол что за дела? И узнаёт что народ этот уже вовсе не охлобысты, а облогрысы, и ничего общего с теми кровожадными дикарями не имеют, люди мирные и культурные, потому ни на какой рагнарек не пойдут.

    Сдаётся мне, что сейчас общество вот в таких охлобыстов превращается. Когда нет цементирующего фактора хотя бы единящих ритуалов. Кроме того совершенно хаотичное понимание одних и тех же событий у разных людей, ещё более усугубляет ненужную индивидуализацию.
    В общем считаю, что это плохо. Плохо тем, что я в России живу, а удаление основ превращает её в территорию, в которой можно воротить что угодно. Да, собственно всем уже в головы вбили эту безысходность и удалили хребет, тогда как в действительности, пуще всего бояться, что люди что-то начнут делать и поднимут голос.

    И стоит прежде чем возражать, посмотреть по сторонам. Например, в насквозь ритуальную Японию, Китай, на пропитанную ритуалами Индию, на Израиль. Из этого можно сделать вывод, что традиции и ритуалы, не мешают. Точку приложения энергии нужно верную выбирать. Плохому танцору не яйца нужно резать, а танцевать учиться.

    (Саша попозже отвечу)
  18. Саша Рид Динамитная шашка

    Ага, ок.
  19. Atlas Генератор антиматерии

    А эта эмоциональная филиппика Маргасту адресована?
  20. Знак Админ

    А эта эмоциональная филиппика Маргасту адресована?

    Нет, конечно. Всем желающим оспорить тезисы )) Ведь каждый для себя это как то сам решает и объясняет, но вот иногда какие то темы встреченные в сети, заставляют сесть и сказать вслух.

Поделиться этой страницей