Темы сочинений для гимназистов 100 лет назад

Тема в разделе 'Литературный форум', создана пользователем Ceniza, 6 июл 2013.

  1. Ceniza Генератор антиматерии

    Читаю темы сочинений, которые педагоги предлагали гимназистам сто и более лет назад, и мне становится чуть-чуть понятней, почему, например, Булгаков «Белую гвардию» написал уже в 33 года.
    А вы что думаете?

    Для младших гимназистов:
    «История постройки дома и разведения при нём сада».
    «Великаны и Пигмеи лесного царства».
    «О том, что видела птичка в далёком царстве».

    Для гимназистов старших классов:
    «Почему жизнь сравнивают с путешествием?»
    «Родина и чужая сторона».
    «О скоротечности жизни».
    «Слово как источник счастья».
    «Какие предметы составляют богатство России и почему?»
    «О непрочности счастья, основанного только на материальном богатстве».
    «О высоком достоинстве человеческого слова и письма».
    «О проявлении нравственного начала в истории».
    «На чём основывается духовная связь между предками и потомством?»

    Для детей 12-13 лет:
    «Река в лунную ночь»
    «Лес в лучшую свою пору».
    «Встреча войска, возвратившегося из похода».
    «Замирание нашего сада осенью».

    — А вот МНЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГОВ

    Сочинение — вчерашний день

    «Учитель года Москвы-2012», замдиректора ЦО № 1479 Вита КИРИЧЕНКО:

    — Я, как это ни удивительно, сторонник ЕГЭ по русскому языку: не вижу ему достойной альтернативы. Сочинение, увы, себя изжило. Если дети меньше читают, как они напишут сочинение?! Мои коллеги рассуждают так: «Если мы вернем сочинение в разряд обязательных выпускных экзаменов — дети начнут читать». Не начнут! Нет здесь никакой зависимости.

    Чтобы сдать ЕГЭ по русскому языку хорошо — то есть на 85 баллов и выше, надо уметь мыслить и излагать эти мысли. Часть «С» как раз помогает проверить эти навыки. Надо прочитать маленький текст, выделить в нем проблемы и авторскую позицию.

    А вот большое сочинение… Современная жизнь подвигает детей к тому, чтобы воспользоваться чем-то готовым. Уже пятнадцать лет существует индустрия «написания сочинений». Зайдите в любой книжный магазин — на полках «50 золотых сочинений», «100 золотых сочинений»…

    «Учитель года России-2006», преподаватель русского языка и литературы школы № 37 г. Череповца Андрей УСПЕНСКИЙ:

    — Восприятие литературы — штука рефлексивная, оно не имеет ничего общего с трактатами на шести страницах, которые ребята вынуждены писать сейчас. У меня есть ученики, которые раскрывают тему на половине странички. За счет чего они могут растянуть объем до положенных шести страниц? В лучшем случае берут идеи из предисловий и учебников, в худшем — из «100 золотых сочинений». Так что знания литературы сочинением не проверишь.

    Когда ребята пишут экзаменационное сочинение, они больше всего боятся наделать ошибок. И, чтобы упростить себе жизнь, заучивают чужие мысли. Школьное сочинение как жанр бесполезно для жизни — где и кому еще придется писать такие тексты от руки? И для проверки знаний оно не подходит. А вот литературу ребятам обязательно надо преподавать. Ведь в литературе главное не оценки, а то, что ребята смогли ощутить и понять из прочитанного.

    Перепост www.kp.ru/daily/25922.4/2873462/

    Для гимназистов старших классов:
    «Почему жизнь сравнивают с путешествием?»
    «Родина и чужая сторона».
    «О скоротечности жизни».
    «Слово как источник счастья».
    «Какие предметы составляют богатство России и почему?»
    «О непрочности счастья, основанного только на материальном богатстве».
    «О высоком достоинстве человеческого слова и письма».
    «О проявлении нравственного начала в истории».
    «На чём основывается духовная связь между предками и потомством?»

    Для детей 12-13 лет:
    «Река в лунную ночь»
    «Лес в лучшую свою пору».
    «Встреча войска, возвратившегося из похода».
    «Замирание нашего сада осенью».

    — А вот МНЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГОВ

    Сочинение — вчерашний день

    «Учитель года Москвы-2012», замдиректора ЦО № 1479 Вита КИРИЧЕНКО:

    — Я, как это ни удивительно, сторонник ЕГЭ по русскому языку: не вижу ему достойной альтернативы. Сочинение, увы, себя изжило. Если дети меньше читают, как они напишут сочинение?! Мои коллеги рассуждают так: «Если мы вернем сочинение в разряд обязательных выпускных экзаменов — дети начнут читать». Не начнут! Нет здесь никакой зависимости.

    Чтобы сдать ЕГЭ по русскому языку хорошо — то есть на 85 баллов и выше, надо уметь мыслить и излагать эти мысли. Часть «С» как раз помогает проверить эти навыки. Надо прочитать маленький текст, выделить в нем проблемы и авторскую позицию.

    А вот большое сочинение… Современная жизнь подвигает детей к тому, чтобы воспользоваться чем-то готовым. Уже пятнадцать лет существует индустрия «написания сочинений». Зайдите в любой книжный магазин — на полках «50 золотых сочинений», «100 золотых сочинений»…

    «Учитель года России-2006», преподаватель русского языка и литературы школы № 37 г. Череповца Андрей УСПЕНСКИЙ:

    — Восприятие литературы — штука рефлексивная, оно не имеет ничего общего с трактатами на шести страницах, которые ребята вынуждены писать сейчас. У меня есть ученики, которые раскрывают тему на половине странички. За счет чего они могут растянуть объем до положенных шести страниц? В лучшем случае берут идеи из предисловий и учебников, в худшем — из «100 золотых сочинений». Так что знания литературы сочинением не проверишь.

    Когда ребята пишут экзаменационное сочинение, они больше всего боятся наделать ошибок. И, чтобы упростить себе жизнь, заучивают чужие мысли. Школьное сочинение как жанр бесполезно для жизни — где и кому еще придется писать такие тексты от руки? И для проверки знаний оно не подходит. А вот литературу ребятам обязательно надо преподавать. Ведь в литературе главное не оценки, а то, что ребята смогли ощутить и понять из прочитанного.

    Перепост www.kp.ru/daily/25922.4/2873462/
    Знак и fiatik нравится это.

Поделиться этой страницей