Ростов перемещения во времени

Тема в разделе '1 Группа', создана пользователем Знак, 24 янв 2013.

  1. Знак Админ

    Ростов – перемещения во времени

    Предисловие
    У меня замечательный город. Я всегда это осознавала. Но события, которые не так давно со мной произошли не только помогли мне понять это еще ярче и глубже, но и изменить мою жизнь.


    22 сентября 2011г.
    Не спеша прогуливаюсь по городу, по Большой Садовой – одной из моих любимых улиц города, в свежий осенний день, наполненный терпким ароматом пожухлой, шелестящей листвы и горького меда. Завтра у нашей семьи два значительных праздника: день рождения моего родного города и день рождения моей бабушки. Бабушка не перестает гордиться этим удивительным совпадением, и всегда при случае напоминает мне, что настоящий день рождения Ростова приходится на 15 декабря 1749 – дату основания Темерницкой таможни, а был перенесен на сентябрь для пущего удобства, и что Первый День города был отмечен в 1986 году, в сентябре; что ж такова моя бабуля, одержимая Ростовом, его историей и старающаяся привить эту одержимость и мне, а я понимаю, что у нее это хорошо получается. Я, точно как и она, могу остановиться в понравившемся красивом местечке и мысленно проговаривать его историю и не переставать удивляться.
    Задумавшись, не заметила, как оказалась на перекрестке Большой Садовой и проспекта Буденовского. Пожалуй, перейду на другую сторону улицы, спущусь в переход. Тут же меня подхватывает мощный людской поток, многочисленная, вечно спешащая, куда – то опаздывающая толпа; всюду: гул, сутолока, разговоры, запах сигаретного дыма и излишне сладких духов. Среди всей этой толкотни, разношерстности, скорости и вычурности от которой рябит в глазах, хочется спрятаться, найти спокойное тихое местечко.
    Поднимаю голову. Смотрю по сторонам. Ищу хоть что – то постоянное и нахожу, беспеременных свидетелей этого ежедневного хаоса, чей взгляд направлен в нашу реальность из глубины времен. Мозаичные картины. Между прочим, самые красивые в России, даже в нашей столице таких нет. Их красота признавалась в 1970 – 1980 – е годы всеми. Автором большинства этих работ был Юрий Лабинцев – бригадир плиточников.
    Вижу рядом небольшой книжный магазин, именно он и похож на тихий, спасительный уголок, может здесь я и подберу бабушке подарок. Захожу внутрь маленького, уютного и приятно обставленного помещения, за спиной все еще мягко и дружелюбно позвякивает дверной колокольчик, а в нос ударяет запах книжных страниц и корицы. На меня поднимает глаза пожилая женщина, в очках красивой круглой оправы, склонившаяся над какой – то книгой. Сущее мгновение она осматривает меня, впрочем, я делаю то же самое, а затем, ее взгляд из любопытного и изучающего становится мягким, она мне приветливо улыбается уголками губ и немного щурит глаза. Создается ощущение, что она меня знает и уже долго ждет моего прихода.
    - Здравствуйте! Я бы хотела присмотреть книгу на подарок про историю Ростова. Скажите, найдется у вас такая?
    Понимающая улыбка с ее стороны, легкий кивок и она уже протягивает мне великолепно оформленное издание с красивейшим переплетом и написанным витиеватым шрифтом и покрытым напылением цвета золота, заглавием « Ростов – путешествия во времени». Все время ощущаю на себе ее взгляд, как мне кажется полный ожидания, того, что случится что – то необычное. Открываю книгу, и все происходит чересчур уж быстро – страницы книги начинают быстро перелистываться и светятся мягким светом, манящим и притягивающим. Они перелистываются все быстрее и быстрее, с невероятной скоростью вокруг меня вращаются: страницы других книг, бумаги, письма, конверты, за считанные секунды передо мной пролетают множество событий мировой истории, портреты видных политических деятелей, актеров, ученых, изобретателей, критиков, историков, реликвий, самодержцев, самозванцев, памятных дат и великих сооружений. Невообразимый нарастающий гул, шелест, скрип, шатающиеся стеллажи с книгами и ходящий ходуном пол, всюду свет, он становится все ярче, светлей и ближе, накатывает как морские волны. Последняя волна света обрушилась на меня посреди эпицентра бури, разметала все мелькающие, кружащиеся вокруг меня события истории и захлестнула с головой, гул прекратился - я исчезла.

    9 октября 1965 года
    Темнота… И тишина…Где – то на задворках сознания красной лампочкой тревоги светится тревожная мысль о моем нынешнем положении, попытка вспомнить случившееся. Вот я в подземном переходе, затем захожу в книжный магазин, а затем…. Книга!!! Я открыла книгу и исчезла. Только куда?
    Открываю глаза, в них ударяет яркий солнечный свет и, как только он рассеивает пелену, я обнаруживаю над собой пару обеспокоенных голубых глаз, смотрящих на меня с искренним переживанием и участием. Их обладатель высокий молодой человек лет двадцатипяти о чем – то меня спрашивает, но я слышу лишь отдельные обрывки фраз. Кружится голова, не торопясь, пытаюсь подняться, незнакомец мне помогает. Медленно осматриваюсь вокруг себя и застываю… Удивлена?! Это все равно, что ничего не сказать. Я ошарашена, изумлена. Я на Театральной площади – самом сердце Ростова, но не это ввергло меня в такую степень удивления, а то обстоятельство, что это не та площадь, которую я знаю, она абсолютно иная. Мемориал со стелой, вверху которой изображена летящая богиня победы Ника, еще не открыт, нет 14 – этажного «дома – паруса», построенного в 1981 для «Атомкотломаш» - проектного института, равно как и нет 11 – этажного жилого дома на углу Театрального проспекта и улицы Социалистической. Подождите? «Дом – парус» был построен в 1981 году. 1981? Так где же он?! Неужели…? Только сейчас вспоминаю про молодого человека, который по - прежнему с недоумением наблюдает за мной.
    -Девушка, вам лучше? Я шел по улице, когда увидел, что вы упали в обморок…
    - Какой сейчас год?
    - …я тут же подбежал, пытался привести вас в себя, вы были в обмороке полчаса?.
    - Вы не ответили. Какой сейчас год? – похоже, парень решил, что со мной и вправду не все в порядке.
    - 1965, 9 октября 1965 года. – Слышу я удивленный ответ.
    Я медленно, но верно начинаю оседать на землю, но меня успевают поддержать.
    - Вам лучше присесть.
    Все правильно, худшие опасения подтвердились – перемещения во времени, меня забросило в 1965. Пока мы доходим до ближайшей в сквере скамейки, я лихорадочно соображаю, что же мне теперь делать, как вернуться обратно, кого просить о помощи?? Моей бабушке сейчас 24, но как я могу к ней обратится, это собьет нормальных ход вещей, напрочь сдвинет пространственно - временные рамки, может привести к непредсказуемым последствиям. А незнакомец тем временем видит перемены в моем лице, мои душевные метания, и как порядочный человек (а я думаю, что он таковым является) не может остаться к ним равнодушным и пытается завести разговор.
    - Как вы себя чувствуете,..э? – запинается.
    - Вика. А вы?
    - Саша, и можно на ты.
    - Отлично.
    Несколько минут неловкого молчания не прошли для меня даром, в моей голове уже сложилась стройная теория, а память услужливо подсказала исторические события тех лет, неоднократно рассказанные моей бабушкой. Именно сегодня состоялось открытие Ворошиловского моста, то есть моста им. Карла Маркса. Ворошиловским мост стал, когда проспект Карла Маркса, носивший свое имя с 1958 года, в 1970 году переименовали. Строить его начали в 1961 году по проекту видного инженера Н.И.Кузнецова и главного тогда архитектора Ростова Я.А. Ребайн. Примечательным является то, что впервые в практике нашей страны для строительства моста такой высоты (более 30 м) и протяженности были применены особые синтетические клеевые конструкции. Но для меня сейчас наиболее важной является другая подробность – по случаю открытия моста состоялся митинг, на который прибыло почти сто тысяч ростовчан. Тогда каждому пришедшему на открытие моста раздавали сувенир – значок с золочеными контурами моста. Собственно на этот митинг я и как будто «собираюсь». Должна же я объяснить молодому человеку, куда же я так спешила?
    - Со мной в первый раз такое случилось, - начала объяснять я. - Еще дома почувствовала себя нехорошо, но думала, что пройдет. Уж очень не хотелось пропускать митинг, открытие моста – событие значительное. Но сейчас мне уже лучше. Спасибо за помощь.
    - Что ты, не стоит. Я тоже собирался на митинг идти, но в любом случае я обязан тебя проводить, вдруг история повторится, - при этих словах я заслуживаю оценочно – изучающий взгляд. Саша, видимо, признав мое состояние удовлетворительным, вдобавок к моим заверениям о хорошем самочувствии, соглашается со мной.
    Мы поднимаемся со скамьи и прогуливаемся по скверу. Буквально через минут десять доселе незнакомый мне человек из прошлого становится самым, что ни на есть настоящим, а не каким – то нереалистичным и мы разговариваем так, будто старые друзья, невидевшие очень давно друг друга. Как оказалось, он не просто безумно любит Ростов (что видно по его рассказам), но более того, всю эту любовь к истории он перевел в профессию – историка – краеведа. Сказав ему, что любовь к Ростову – это то, что нас объединяет, и что историей города я интересуюсь абсолютно искренне, я увидела, как прояснилось его лицо, как появились искорки юношеского озорства во взгляде, и поняла, что от экскурсии по старому Ростову в сопровождении человека из прошлого мне не отделаться.
    Свой рассказ он начал с театра им. М. Горького. Его открытие состоялось в ноябре 1935 года. В войну он был частично разрушен. Особенно пострадал большой зрительный зал, его крыша проломилась. После долгих споров архитекторов, реконструкции и нескольких перепланировок состоялось повторное открытие, в феврале, два года назад (то есть в 1963).
    Я не стала говорить ему о том, что в Лондонском музее архитектуры, в котором представлены макеты, показывающие развитие всей мировой архитектуры, выставлены всего лишь два российских здания: собор Василия Блаженного и театр им. М.Горького. Боялась ошибиться во временных рамках, вдруг это для него еще в будущем. В продолжение разговора об архитектуре он упомянул также имя одного из величайших архитекторов Александра Гюстава Эйфеля – создателя Эйфелевой башни. Оказывается, он был привлечен к проектированию строительства Волго – Донского судоходного канала в конце 19 века Андреем Байковым – городской головой. Однако, этим планам не сужено было воплотиться в жизнь. Байков заболел и дальнейшее благоустройство города под его «командованием» стало не возможным.
    По мере продолжения его рассказа, мы сами не заметили, как очутились на Пушкинской. Проходя мимо научной библиотеки Ростовского университета, без доли всякого промедления, он заявил, что ранее это был особняк Н.Е.Парамонова, где затем расположился штаб генерала А.И.Деникина, после – краеведческий музей. И только 10 лет назад(1955) здание было отдано под библиотеку. Так гуляя по городу и слушая рассказы Саши, передо мной открылся абсолютно другой Ростов, мне неизвестный, весь пронизанный историей, духом старого времени, сошедший с черно – белой картины.
    - ……вот и после этого, скажи мне, как им можно не гордиться? – долетает до меня обрывок фразы.
    - Прости, задумалась, что ты спросил?
    - Ты все прослушала. Я говорил, что Ростов – порт пяти морей. Он стал таковым, когда 27 июля 1952 года комплекс сооружений Волго – Дона был пущен в эксплуатацию. В комплекс, помимо всего прочего, входило огромное – второе по площади в стране – водохранилище. Это было грандиозное событие. Мне было 12, тогда по всему Ростову были празднества, и я до сих пор помню, как гулял с родителями по набережной. Был великолепный летний вечер, и я в полной мере ощущал себя счастливым. Так вот, после открытия канала город и стал портом пяти морей – Азовское, Черное, Белое, Балтийское и Каспийское. Я и говорю, как им, Ростовом, можно не гордиться?!
    - Ты прав, им нельзя не гордиться!
    Мы уже почти подошли к мосту, везде снуют люди, вся эта разноцветная, многочисленная масса заполонила весь проспект: плачет маленький ребенок, неподалеку слышен звонкий, радостный смех, чужие разговоры, топот и еще множество разных звуков и запахов. Толпа гудит как растревоженный улей. Уже вечер, солнце окрашивает горизонт в кроваво-красный оттенок, оставляя отблеск на белых, будто кружевных, облаках, золотит верхушки деревьев и плавно скатывается с небосвода. Я и не заметила, как прошел целый день, целый день в прошлом, я не жалею о том, что попала сюда, хоть и не придумала еще как вернуться обратно. Мы должны знать свою историю, равно как и историю своего города. Без этого мы не похожи сами на себя, лишаемся какой-то важной части, в которой живут все наши предки, в которой содержится весь опыт нашей прошлой жизни, лишившись которого, в своей настоящей мы можем повторить старые ошибки и так ничему не научиться. Мы давно уже слились с толпой и все так же бодро вышагиваем по проспекту.
    - Подожди, - говорит мне Саша, останавливается, поворачивается в сторону ближайшего дома. – Я что – то тут заметил. Что – то блестит.
    И действительно, я вижу едва заметный блеск маленького камушка на тротуаре. Еле - еле протискиваясь через толпу, давя ноги и слыша в свой адрес ворчание и недовольные возгласы, мы пробираемся, наконец, к тротуару и Саша поднимает в своих руках красивый кулон. Ромбовидной формы, на серебряной цепочке, он сделан из четырех красивых камушек разных цветов: зеленый, фиолетовый, красный и оранжевый, восхитительно переливающихся в лучах заходящего солнца. Настойчиво пытается пробиться через туманную завесу воспоминание, где – то я его видела. Но где же?
    - Все в порядке? О чем задумалась? – спрашивает «экскурсовод из прошлого».
    - Я где – то его видела, но не могу вспомнить где. Воспоминание вертится вокруг да около, но я никак не могу его поймать. – Объясняю я.
    И вдруг я вспомнила, бабушка как –то мне рассказывала, что давным – давно она потеряла свой любимый кулон на одном из больших торжеств в городе, по – моему, она говорила что –то про мост. В общем, она так и не смогла его найти. На меня снизошло озарение и осознание хитрости чародейки судьбы, как все хорошо она просчитала. Теперь я понимаю, что должна сделать.
    - Знаешь, я очень рада, что собралась сегодня идти на митинг, иначе все было бы по – другому, рада, что встретила тебя. Сегодняшний день прошел замечательно. Спасибо тебе, спасибо за все!
    - За что спасибо – то? Ты как будто прощае… - он не успевает договорить, ведь я забираю у него кулон, касаясь камешков, и исчезаю. Снова.

    22 сентября 2011 года
    Как ни странно, возвращение прошло лучше. Меня выкидывает из книги прямо на пол того самого книжного магазина, я перевожу дыхание, поправляю растрепавшиеся волосы. Ко мне из – за прилавка, подбегает та самая женщина, протянувшая мне книгу, я медленно встаю и отряхиваюсь.
    - Как все прошло? Ты попала туда куда нужно? Нашла что искала? – оживленно тараторит она.
    - Вы знали и ничего мне не сказали?! Можно же было предупредить, дать пару советов!!! Путешествия во времени это не игрушка!! – возмущено отвечаю я.
    - Ты должна была сама узнать, иначе бы ты не научилась и не поняла бы ничего. – Спокойно объясняет она. – А ты, похоже, нашла, что искала. Иначе бы не вернулась.- Показывает пальцем на лежащий в моей ладони кулон, разворачивается и идет к своей стойке.
    - Будешь покупать книгу? Думаю, твоей бабушке понравится такой подарок. Не переживай, она не будет перемещаться во времени каждый раз как откроет книгу. Нет. Это случается редко, когда нам нужно что – то увидеть своими глазами, чтобы осознать, когда нужно заполнить пустоты, разрывающие душу, а так она просто книга, каких тысячи.- Поясняет она в ответ на мой недоуменный взгляд.
    Я уже пришла в себя от перемещения и немного успокоилась.
    - Да, я ее беру, – отдаю нужную сумму, забираю книгу, прощаюсь и уже собираюсь выходить, когда слышу:
    - Не прощайся, я думаю, что мы с тобой еще свидимся, не в настоящем, так в прошлом. – Замечаю ее хитрую улыбку, пожимаю плечами, улыбаюсь и под звон колокольчика выхожу из магазина.

    24 сентября 2011 года
    На бабушкин день рождения я подарила ей книгу, а когда показала кулон, она дико обрадовалась и спросила, где же я его нашла. Я соврала, естественно, и сказала, что в коробках, где – то в старых вещах. Ее радости не было предела. Причем и от подарочной книги и, конечно, от кулона. Сейчас я дома, верчу в руках значок, рассматривая контуры моста, я сохраню его. Я люблю тебя, Ростов!
    Магуа нравится это.

Поделиться этой страницей