Ритм повествования

Тема в разделе 'Литературный форум', создана пользователем Джинн, 12 янв 2013.

  1. Джинн Генератор антиматерии

    А что вы мне скажете про такую категорию, как ритм повествования. Имеет право на существование или ламеры придумали?
  2. Ceniza Генератор антиматерии

    Ритм есть. По ритму, кстати, хорошего письменника от плохого сразу отличишь.
  3. Позём Moderator

    ритм это разве не в стихах только бывает? Там ямбекс, хорей, амфибрахий?
  4. Ceniza Генератор антиматерии

    В прозе тоже есть ритм - определяется порядком слов, количеством слогов, сложностью синтаксической конструкции, повторяющимися элементами, союзами, итд. Много чем.
  5. Позём Moderator

    :eek: ой-ёй... (осторожно отползаю, пока дверью не прищемили)
  6. Джинн Генератор антиматерии

    Шёпотом: самый простой - количество слов между знаками препинания - между двумя читательскими вдохами.
  7. Ceniza Генератор антиматерии

    В общем все это по большей части интуитивно делается. По принципу "красиво" звучит))))))) Слово выбираешь не только по значению, но по значению-звучанию.
    Когда прочитываешь предложение про себя, отмечаешь, где выпадает что, лишнее, или где не хватает...
    Но можно конечно и научно подойти, как Знак любит.))) Теоретически обосновывая каждое подобранное слово.
  8. Моё Святейшество Генератор антиматерии

    Линейкой предложения померить.
    Ceniza нравится это.
  9. Atlas Генератор антиматерии

    мыть ее чтоле после каждого измерения
  10. Джинн Генератор антиматерии

    Я там спрашивала. Будешь делать вид, что не увидел?
    Подначивать не собираюсь.
  11. Моё Святейшество Генератор антиматерии

    Я о ней и не слышал. Могу ток сказать, что мы с атласным фаны Чехова со всеми вытекающими.
    tamrish нравится это.
  12. Джинн Генератор антиматерии

    Понятно. Спасибо. Вполне удовлетворилась ответом.
  13. Знак Админ

    Не знаю, Джинн. Может быть я это как-то по другому называю для себя и использую. Поскольку не филолог, моментально увяз в замороченных объяснениях, пытаясь понять что это такое вообще. "Слово по значению-звучанию", как-то слишком сложно. Никитин говорил, что слова должны быть как можно короче. Например, вместо "че-ты-ре" - "три", конечно, если число не принципиально.

    если есть ямбекс , то где гуглекс? :D
  14. Джинн Генератор антиматерии

    Я тоже не филолог.
    Вобщем-то, не суть важно, верит автор в ритм или нет. Большая часть сетераторов работает с ним интуитивно, и прекрасно справляется. Насколько я поняла из твоих слов, Никитин ратует за укорочение ритма (меньше слов между знаками препинания, слова короче). Это отчасти верно и хорошо для динамичного повествования. Даже больше: без очень короткого ритма нельзя написать боёвку или эротику. Слышала интересно объяснение, но не знаю, насколько ему можно доверять. Когда человек читает, он вдыхает в том месте, где стоит знак препинания. Соответственно, на коротком ритме дышит чаще и настраивается на динамику повествования не только мозгами, но и физически. Короткий ритм легче для понимания, такие произведения просто читать "на бегу".
    Но ритм полезно и замедлять. Это делает стиль немного вязким и сложнее для восприятия, но правильное замедление (например, перед кульминацией, когда читатель уже прочно сидит на крючке интриги, бьёт копытом и рвётся вперёд, узнать кто убивец) украшает произведение. Оно сдерживает и успокаивает читателя. Насколько я понимаю, именно такой стиль защищал Санта. Тут характерно и размеренное повествование, и обилие прилагательных, и множество описаний, и некоторые откаты от основного сюжета. Философствования автора и такой приём, как "забалтывание" в эту же корзину плюсуем. А это ведь всё (при условии грамотного исполнения) полезные составляющие рассказа. И вот тут "по Никитину" не будет работать. Имхо.
    Моё Святейшество нравится это.
  15. Знак Админ

    Проверил сейчас - ерунда это. Я делаю 12 вдохов в минуту, читаю со скоростью примерно 1800 знаков в минуту, на этом отрезке около 60 запятых, чтобы соответствовать заявлению я либо дышать должен впятеро чаще, либо читать впятеро медленнее. Так что, думаю, тот кто изобрёл это "интересное объяснение", читал по складам, шлёпая губами и водя пальцем по строчкам. :D

    Насчёт ритма вроде бы понял о чём речь. Да, по ходу повествования нужно читателя то ускорять, то замедлять. Но делается это вовсе не каким-то дыханием или запятыми. Чтобы бурный экшен-событий не превратился в один сплошной калейдоскоп, когда автор тащит читателя через вихрь событий и обстоятельств, нужно регулярно притормаживать, давая осмотреться, вписывая фрагменты природы, окружения, каких-то действий позволяющих рассмотреть, проникнуться настроением.

    Да и точно не стоит пытаться делать это прилагательными. Это всё равно что вместо использования педали тормоза, постоянно дёргать ручник. Притормаживают темп теми же глаголами, но действиями мелкими, незначительными.
    Джинн нравится это.
  16. Ceniza Генератор антиматерии

    А при чем здесь дыхание? Мы же тексты по большей части не вслух читаем, а "про себя". Я таак понимаю, ритм зависит от того, какой ты впечатление желанешь произвести. Только короткие слова - это странно. Возьмите классиков, класиков фантастики современной - и посмоотрите, как работате это правилдо короткого слова . Оно не работает.
  17. Ceniza Генератор антиматерии

    Например, сакральное:

    Обзавидуйтесь :)
    Джинн нравится это.
  18. Джинн Генератор антиматерии

    :D Не исключено. Как вариант могу предположить, что сентенция справедлива для текстов, которые читают "затаив дыхание".
    Вот чесгря первый порыв: сопротивляться. Как же можно замедлять глаголами? Но от порыва удержусь: глупо спорить об инструментах. Предлагаю обождать до дуэли (или Чаши) и посмотреть на конкретных примерах.
  19. Джинн Генератор антиматерии

    Ну, нарочитое же замедление! Чтобы дойти до ремы (Понтий Пилат) нужно больше времени потратить на бег по буковкам. Автор будто на ухо шепчет: подожди, вот сейчас- сейчас.
    Но, Сениза, надо признать, что приём-то рисковый. У Булгакова-то репутация. Читатель заведомо настроен, что если ему Булгаков не нравится, то это читатель дурак. А в сети расклад прямо противоположный.
    Знак нравится это.
  20. lutov Генератор антиматерии

    Ценная мысль. Аудитория иногда значит больше, чем произведение.

Поделиться этой страницей