Несколько монологов о великих фантастах

Тема в разделе 'Литературный форум', создана пользователем Иггельд, 29 ноя 2012.

  1. galanik Генератор антиматерии

    Выкиньте сатиру - Стругацкие опустеют.
    Время было богатое для междустрочья - народ жаждал откровений. Все прошло.
  2. Ceniza Генератор антиматерии

    Они заложили основы многих направлений в фантастике, которые сейчас развиваются или "развиваются"
    1. Сталкер-Зона
    2. Прогрессорство
    Уже за это можно памятник поставить.
    3. Контакт человеческой расы с нечеловеческой ( по сути, "Чужие")
    4. ...........Пусть другие добавят.

    Но основное у них - социальная сатира. Да. И то, что, в первую очередь, воспринимают как "фантастику" - са-ти-ра.
  3. tigra Генератор антиматерии

    Слово "опошлили" вряд ли тут подходит, даже в кавычках. Ефремов, как и любой другой идеалист-утопист, по сути описывал классический фашизм, где царствуют идеи и принципы, но нет места отдельному человеку. Стругацкие такое место нашли. Но что их объединяет так это то, что в основе лежит принцип "светлого будущего", а не утопия в чистом виде или всемирная катастрофа.
    Да нет, сатириками они никогда не были. Даже "Сказка о тройке" на сатиру не тянет. Скорее они сродни своему же герою Юрковскому, которого описали как фата, позера, всегда стремящемуся к публичности, не без чувства юмора, склонного к сарказму, но в трудную минуту всегда готового придти на помощь.
  4. Ceniza Генератор антиматерии

    В очень многих произведниях. Быть может, мы по-разному понимаем, что такое "сатира".
    Понимаете, они пишут иронически не потому, что хотят пошутить, у них творческий метод такой. Причем такое восприятие АБС возникло сразу при первом прочтении текстов. И с тех пор оно не изменилось. И мне не понятно, как этого ироническо-сатирического начала можно не видеть, или придавать ему меньшее значение.
  5. tigra Генератор антиматерии

    Почему же не видеть или не придавать? Это всем видно и все придают. Характер у них такой, манеры. От себя же не уйдешь. Только ирония это еще не сатира. Все мы иронизируем по поводу конца света, но и землянки копать не забываем. Где тут сатира? Кстати, 3 недели осталось, а потом усё...
  6. Ceniza Генератор антиматерии

    Как же с вами сложно, тигра... И ирония, и сатира - явления на одной шкале, деления разные, степень проявления.
    Не будем голословными.
    Весь цикл "НИИЧАВО" - явная сатира. В других вещах этот взгляд с хитрецой проявляется, возможно, в меньшей степени.
    Ну а "Трудно быть богом?" Это что по-вашему? Можете дать определение? НФ? Хех, явная иносказательность.

    По-моему они пробовали на зуб систему. Но не могли говорить прямым текстом.
    Иносказательность, "притворство", доведение до абсурда, смех, ирония - вот их оружие, метод.
  7. Fауст Реальный пластит

    Про "Хищные вещи" не согласен. Да, оно не позитивное совсем, но это хорошее злое произведение, дающее импульс к борьбе с описанным положением вещей. И что ещё важнее, это довольно интересный анализ обстановки, очень точное отражение её в художественных образах. У меня это, пожалуй, любимая вещь Стругацких. Возможно, за исключением "Беспокойства".

    Хах! Вы меня упрекаете за слишком смелое использование слов, и тут же вворачиваете ещё более сомнительный термин!)
    Фашизм основан на понятии нации и национальных интересов и ничего не говорит о преодолении классовости общества - только об объединении всех классов на благо национальных интересов. Правда, вы, наверно, имели в виду не фашизм вообще, а какую-то его наиболее дикую модификацию, типа нацизма.

    Но это не очень важно, потому что у Ефремова и общество безклассовое, и понятие наций стёрто, и государства как такового, пожалуй, что нет. Не считать же таковыми спорадически собирающиеся Советы, которые почти что клубы по интересам.

    Можно, конечно, попытаться назвать такое общество "тоталитарным" в широком смысле, потому как управляющие структуры общества контролируют морально-нравственное состояние его членов, централизованно заведуют воспитанием и т.д. Но это не классическая тоталитарность - она какая-то "распределённая" по обществу, базирующаяся на убеждениях каждого индивида.
  8. tigra Генератор антиматерии

    Да, уж...;)
    По мне так добродушнее книжку трудно найти. У ребят было хорошее настроение и они развлекались от души.)
    А она там есть иносказательность или вам хочется чтоб она там была? ИМХО все же не стоит делать из Стругацких неких революционеров.
    Ну, не упрекаю, а лишь сомневаюсь в правомерности использования термина в конкретном контексте.
    Начнем с того, что на чем основан фашизм, да и вообще что это такое, никто не знает. Определения фашизма пока в природе не существует. Зато есть ряд признаков по которым те или иные общественные строи относят к фашизму. Первый из них это доминирование общественных интересов над личными (на практике это означает доминирование одной небольшой группы общества, обычно власть придержащей, над всеми остальными). А национализм вообще никакого отношения к фашизму не имеет, но нередко фашизм его использует для достижения своих целей.
  9. Ceniza Генератор антиматерии

    да при чем здесь добродушие! Вы как сатиру представляете в литературе? Михаил Задорнов для вас сатира? Или Виктор Коклюшкин?
    Сатира в литературе что это?

    Нет, конечно, тогда всю интеллигенцию того времени можно в революционеры записать.
    Революционер - это Шариков, блин. А был еще профессор)))))))

    Все, не хочу больше спорить.
    Аминь.
  10. tigra Генератор антиматерии

    Вы что сравниваете Стругацких с Задорновым, Коклюшкиным и др.? Круто! Ничего не имею против Задорнова, Коклюшкина и др., но такие сравнения мне не доступны.)

    Лично я думаю, что все они сами в состоянии решить революционеры они или нет. В том числе и Шариков. Расписываться за других неблагодарное дело.
  11. Ceniza Генератор антиматерии

    Только передергивать не надо.
    Вот и славно.
  12. Ceniza Генератор антиматерии

    Сами же начали приписывать мне, то о чем я даже не гворила: "не стоит делать из Стругацких неких революционеров".
    Вот вам за это Коклюшкин!
  13. tigra Генератор антиматерии

    Ну извиняюсь, если я неправильно понял. У меня создалось впечатление, что вы Стругацких в сатирики записали.
  14. Ceniza Генератор антиматерии

    ))))))))
    Я и Гоголя в сатирики записываю, и Шекли.
    И даже вас:p
  15. fiatik Генератор антиматерии

    ваще "Хищные вещи века" моя любимая книга у Натанычей
    даже прикупил на бумаге при наличии многочисленных средств чтения в электронном виде
    имхо, помимо замечательно выписанной картины мира и увлекательного сюжета, Натанычи рассмотрели вопрос нирваны/самадхи в аспекте диалектического материализма и строителя Полдня
  16. Ceniza Генератор антиматерии

    Да прям там. Они его умоляли посчитать их всех, когда на корабле заподозрили перегруз. А после когда, выяснилось, что норма соблюдена и корабль может плыть, осыпали его почестями и славой и выдали три кило конфет и ведро мороженого с клубничным сиропом.
    Где мои конфеты?
  17. Fауст Реальный пластит

    Ошибаетесь. Советую загуглить. Тогда, возможно, как и я, сочтёте весь свой следующий абзац неверным.
  18. Иггельд Динамитная шашка

    Как у нас живенько пошло. Собственно речь об Обручеве, Ефремове, Жюле Верне, а свелось к обсуждению людей и авторов совершенно иной идеологии - Стругацких.

    Тогда вот ещё один монолог. Не о великом авторе, но о знаменитом романе. Или же об авторе одного единственного знаменитого романа. Но КАКОГО!!!

    Текст этот только готовится в третьем томе изданий по страницам передачи "Мнение Знатоков" (в трёх томах до полутысячи подобных телемонологов Анатолия Вассермана и Нурали Латыпова, и первые два тома можно найти в любом крупной магазине и в сетевых - тож) :) ), но воспроизвожу вот этот монолог по видеозаписи соответствующей телепередачи 2009 года - ведущий и автор идеи программы - Нурали Латыпов

    Приключения в ГУЛаге

    Здравствуйте, сегодня мне хотелось бы вспомнить историю создания замечательного приключенческого романа «Наследник из Калькутты».

    Его автор Роберт Александрович Штильмарк — из семьи боевого офицера царской армии, участника Первой Мировой. Приняв Советскую власть, Александр-Бруно Штильмарк стал известным инженером и преподавателем. Тем не менее он расстрелян на Бутовском полигоне летом тридцать восьмого года.

    Роберт Александрович до попадания на фронт учился на историческом факультете, любил литературу и не избежал искушения писательства. В годы Отечественной войны служил в разведроте. Участвовал в обороне Ленинграда уже старшим лейтенантом, а последний год войны работал при Генштабе РККА.

    За месяц до Победы Роберта Александровича арестовали. Он неудачно доверительно поговорил в присутствии стукача о достоинствах немецкой техники и недостатках советской архитектуры, и получил десять лет лагерей за антисоветскую агитацию. Оказался в весьма отдалённых местах, в Туруханске, причём среди уголовников.

    Но тут ему пригодился литературный талант. Эту страшную и повторяющуюся день ото дня реальность даже отпетым уголовникам хотелось разбавить чем-то романтическим. Иначе как выжить?

    Штильмарк пересказывал товарищам по несчастью романтические произведения Александра Дюма, Фенимора Купера, Вальтера Скотта и всех тех, кого ещё мог вспомнить. А когда запасы памяти исчерпались, Роберт Александрович стал придумывать собственные истории: «с любовью и изменами, смертями и местями, пиратами и виконтами, аббатами и индейцами, героями и злодеями, чудными красавицами и бешеными бизонами… чего только не было в них!» — вспоминал автор. Разумеется, он это воплощал в форме, наиболее понятной малограмотным уголовникам.

    Вот тут-то он и обратил на себя внимание местного авторитета Василия Василевского. Заключённый нарядчик, из уголовных, сидел третий раз, в общей сложности имел двенадцать лет. Лагерное начальство тем не менее использовало авторитета для поддержания порядка, как порою в армии офицеры закрывают глаза на дедовщину.

    Сам Штильмарк в автобиографическом романе «Горсть света» объяснял неожиданную тягу авторитета к «доброму и вечному» следующим образом. Кто-то сообщил Василевскому, будто бы Сталин читает только исторические романы. И был, дескать, случай, когда за сочинение такого романа «скостили срок». Вот Василевский и решил: если книга под его фамилией с обозначением места написания — Туруханский край — (где и сам вождь отбывал царскую ссылку!), попадёт к Сталину, это принесёт и ему досрочное освобождение.

    И вот авторитет создал литератору-зэку Штильмарку все возможные в тех обстоятельствах условия для творчества…

    С непосредственного строительства Штильмарка перевели учётчиком на бельевой склад. Обычно писатель «сидел с листом фанеры на коленях и делал вид, что ведёт учёт грязного белья. А сам страничка за страничкой создавал роман. Если появлялось начальство и проводили обыск — на коленях у учётчика грязного белья каждый раз лежал только один листок, все остальное каждый вечер забирал Василевский и куда-то прятал…»

    Авторитету роман понравился, и он перевёл Штильмарка на склад ГСМ, где тот продолжал своё постраничное творчество столь же изощрённым образом.

    Роман, созданный за год и три месяца, получил название «Наследник из Калькутты».

    Время действия удивительного произведения, написанного в заключении в Туруханском крае, — конец восемнадцатого века. Место действия — Британия, Северная Америка, Индийский океан, Африка… Как всегда борются Зло и Добро. Разумеется, хорошие герои побеждают, и конец оптимистический — о том, как среди мира насилия и рабства им удастся заложить первый Город Солнца: «Но они понимали, что воздвигнуть Город Солнца для всей огромной семьи человечества смогут лишь новые поколения отважных людей на вольных просторах земли, освобождённой от страшной власти золота».

    Роман был красиво оформлен и сдан под фамилией Василевского в политотдел. Руководству вещь тоже понравилась. В предисловии Сталину содержался намёк на героическую жизнь отца народов: «Книга создавалась там, где силы тьмы пытались погасить солнце разума планеты…»
    Вдохновлённый Василевский решил избавиться от подлинного автора, но другие зэки отговорили его: «Не сможешь ты, мил человек, защитить своё авторство…» и посоветовали приписать на титуле вторую авторскую фамилию.

    Книгу отправили в Москву. Но тут Сталин умер. Лагерь, где сидели в кавычках «соавторы», расформировали, судьба их разбросала.

    Василевский ещё мотал срок, а Штильмарк, как политический, вернулся в столицу лишь в 1956-ом, после реабилитации, но заранее списался с сыном — Феликсом Робертовичем.

    Штильмарк-младший вспоминает: «В тысяча девятьсот пятьдесят четвёртом году мне, уже будучи московским студентом, удалось извлечь рукопись этого романа (четыре тома плотно сшитых общих тетрадей) из культурно-воспитательного отдела Главного управления лагерей. Его первым читателем был Иван Антонович Ефремов, давший «зелёный свет» столь необычному произведению».

    По возвращении из ГУЛАГА Штильмарк-старший по совету Ефремова принес роман в ДЕТГИЗ. Редактором отдела прозы там работала жена писателя Фраермана, автора знаменитой повести «Дикая собака Динго». «Наследник из Калькутты» и ей понравился. К роману сделали предисловие: как в суровой тайге самоотверженно работали на благо коммунизма геологи-комсомольцы и в короткие часы досуга, между трудовыми стахановскими вахтами, рассказывали вот такие истории.

    Роман издали сперва под двумя фамилиями, но затем суд признал Роберта Штильмарка единственным автором. «Я не только не писал, но даже и не всё читал, — сказал Василевский на суде, — но без меня романа бы не возникло».

    Кто знает — кто знает…
  19. tigra Генератор антиматерии

    Нет, не сочту. Уж извините).
    Тут есть несколько подводных камней. Во-первых, для большого числа людей само слово "фашизм" не несет никакого негатива, поскольку происходит от совершенно нейтрального итальянского слова. Во-вторых, 90% этих определений по сути содержат описание особенностей гос. устройства гитлеровской Германии, а не какие-то обобщения. В третьих, все они дают разные трактовки, нередко принципиально разные.

    Большинство этих определений гроша ломаного не стоят. Для примера определение из БСЭ.
    возникшее в капиталистических странах в период общего кризиса капитализма,.. воинствующий антикоммунизм - многие историки считают, что одним из первых фашистов был римский пожизненный диктатор и император Гай Юлий Цезарь. Какой тут к черту капитализм, антикоммунизм и пр.?
    широкое использование государственно-монополистических методов регулирования экономики - ага... А как же СССР? Между прочим кроме диссидентов никто и никогда не называл гос. строй СССР фашизмом.

    И так можно пройтись по всем определениям. Кроме пустых и громких заявлений в них ничего нет. Единственно, что их объединяет то, что все они так или иначе упоминают, что "фашизм" определяется совокупностью неких признаков, но подбор этих признаков весьма произвольный и трактуют их как бог на душу положит.

    ЗЫ Пока рылся, наткнулся на интересное упоминание: писатель Максим Горький в своей статье 1934 года «Пролетарский гуманизм» заметил: «Уничтожьте гомосексуалистов — фашизм исчезнет». И ведь на самом деле в начале 20 века для многих фашизм ассоциировался с гомосексуализмом.
    Ceniza, galanik и Иггельд нравится это.
  20. Иггельд Динамитная шашка

    Да и после войны, отдельные граждане из СС.

Поделиться этой страницей