Делюсь конспектом. Виды конфликтов: 1. По способу разрешения: - насильственные (подавление, принуждение) - компромиссные (страдают обе стороны) - творческие 2. по сфере проявления: - политические (борьба за власть, за сферу влияния) - социальные (противоречия в системе взаимоотношений людей/соцгрупп) - трудовые - экономические (борьба за ресурсы, льготы, за сферы экономического влияния, распределение собственности) - организационные (регламентация деятельности работников, конфликт права и обязанности, делегирование полномочий, формальность и несостоятельность структур управления) 3. По иерархии: - горизонтальные (участники равных полномочий) - вертикальные (один участник зависим от другого) 4. Открытые и закрытые. В последнем случае у одного из участников конфликта недостаточно власти, средств, силы или статуса для открытого противостояния. 5. По времени действия: - длительные - кратковременные (очередь в магазине) 6. По характеру: - объективные (имеют связь с реальностью) - субъективные (существуют только в сознании участников) 7. По используемой тактике: сражение, игра, спор, интрига. 8. По отношению между участниками конфликта: подлинные, случайные, ложные, латентные. 9. По источникам возникновения: - интересов (несколько половозаинтересованных женщин и один мужчина) - ценностей (материальные и духовные) - идентификации (я-красавец, ты-урод) 10. Межличностные, межгрупповые, личности и группы. Здесь следует учитывать, что конфликт может быть ядром образования группы, и как только он будет исчерпан - группа распадётся. 11. По направленности: - конфликт интересов (будет существовать, пока не будет урегулирован) - когнитивный конфликт (базируется на желании убедить оппонента, доказать свою правоту)
Следовало бы добавить раздел по способу возникновения. Пример. Жена находит у себя на постели чужое женское белье. Конфликт налицо и фонарь мужу обеспечен. А после расследования выясняется к соседке упал метеорит, срикошетировал и, захватив по пути ее белье, прилетел к героям в спальню. Вполне обычное явление. Т.е. конфликт возник по вине героев, вызван третьей стороной, может еще чего.
Отдельно хочется сказать про внутриличностные конфликты. Бывают: - выбор между хорошим и хорошим (отпуском и премией) - между плохим и плохим (работать на выходных или получить взбучку от начальника за не выполненную в срок работу) - плохим и хорошим (хорошее: можно уволить плохого работника и на его место взять хорошего; плохое: придётся напрягаться, тратить время на собеседования и пр.) Также бывает конфликт "хочу"-"могу"-"надо". Бывает ролевой внутриличностный конйфликт. Например, сетератор-администратор форума-хороший семьянин. Ну или жена-начальница-любовница-мать. Кому что по целевой аудитории ближе.
Нет, это уже развитие сюжета. Ложный конфликт интересов (жена: семейная верность, муж: новые эротические впечатления) оказывается (перевёртыш) призван проиллюстрировать серьёзные проблемы коммуникации: стереотипность мышления жены, затык переноса информации по связке "жена-муж", отсутствие доверия в браке как показатель моральной незрелости участников конфликта. Мораль произведения: необходимость повышения бытовой моральной зрелости.
Причины возникновения конфликтов: 1. Разница в восприятии целей, ценностей, интересов, шаблонов поведения. 2. Недоразумения и ошибки в процессе коммуникации, недостаток или ложность информации. 3. Несоответствие между реальностью и представлением человека о ней. 4. Разница между ожиданиями и поведением людей. В заключение хочу сказать, что конфликт, как и любой дестабилизирующий систему фактор, не только причина ухудшения работы, но и единственная возможность для роста и развития.
Джинн, я тоже люблю распихивать сведения по тумбочкам, инструменты раскладывать, упорядочивать. Ну вот вижу, что вроде бы инструмент, но ума не приложу, как им вообще пользоваться писателю?
Я не знаю, как правильно. Могу только рассказать, как я юзаю. Я не умею писать сюжет. Начало и финал представляю как-то, а что между ними - мучение придумать. Поэтому я стараюсь рисовать по схеме "первую треть текста: персонажи-мир-фантдоп", а потом до финала - новых персонажей не вводить, только конфликты перекручивать. Подходить к вопросу "как их перекручивать" нужно творчески и вдохновенно. Но случается и так, что вдохновение отказало, а сроки сдачи довлеют. Тогда открываю конспект и ищу, как можно неожиданно изменить конфликт, чтобы это прокатило за "сюжетную связку". А там уже и до придумывания полноценной сцены рукой подать.
Это штука точно не для меня - слишком все серьезно. А как же прекрасный муз и вдохновенье - его сестра?
Ага, то есть, чтение конспекта, позволяет подтолкнуть-стимулировать? У меня если такая заморока - выхожу в скайп и кричу: В общем, минут десять таких диалогов и любую "творческую пробку" влёт пробивает.
Не, ну у каждого свои секретные приёмы. Мне вот лучше всего думается, как ни странно, когда мне плохо. Директор на меня орёт или подзатыльник от бета-ридера получила. Это как-то стимулирует мозговую активность и провоцирует на небанальные решения. Главное, как-нибудь незаметненько сюжетное решение в блокноте набросать. А то руководство не любит, когда я во время выволочек с вдохновенными глазами о своём думаю. Злится.
В актёрском мастерстве есть подход в котором любое взаимодействие двух персонажей это борьба. Метафора такая - двое тянут одеяло, кто перетянул, тот победил. Конечно, если один у другого или другой это одеяло выдернул, то не интересно. Бороться теперь не за что. А вот если в первой сцене он перетянул одеяло на себя... а она во второй сцене, то зрителю вроде как интересно. Не важно сколько персонажей на сцене, борьба между всеми сразу. Самое главное понять, кто за что борется и с кем. Это проще чем юзать учебник по конфликтологии :0)
)) Любопытно и странно. Я если как-то там закипаю, то все усилия направляю на действия. Творчеству мигом перекрывается заслонка. Причём без полутонов либо открыто на полную, либо закрыто. Какой-то примитивный переключатель. Мол: "какое творчество, когда дом горит?" Джинн, как это ты вообще так делаешь?
Жёсткая практика управления гневом. Натура вспыльчивая, а работа не способствует. Сначала чёркала в блокнотике, чтобы не сорваться, а потом втянулась. Даже больше скажу, на определённом этапе подавляемая энергия как ломанёт в подкорку, только успеваешь концепции записывать.