Иллона

Тема в разделе 'Александр Сигида', создана пользователем Vilmind, 2 авг 2011.

  1. Vilmind Реальный пластит

    Иллона

    Раздался требовательный звонок. Арсений, не дожидаясь второго звонка, мигом очутился у двери, щёлкнул замком, распахнул и расплылся в улыбке:
    - Мама, как я рад тебя видеть!
    Здравствуй, сынок, - сказала не молодая полная женщина с редкими, седыми волосами, выбивающимися из под цветастой косынки. Морщинистое лицо расплылось в улыбке. Одета она в пальто, в руках две пузатые сумки.
    Он чмокнул маму в щёку и выхватил из её рук сумки.
    - Там огурчики солёные, наши, деревенские, - принялась объяснять женщина, разуваясь, - и грибочки, сама собирала. А ещё варение, смородинное и клюквенное. А то вы тут, в городе, совсем витаминов не едите. Всё привозное, искусственное…
    Арсений оттащил сумки в комнату и вернулся к женщине, помог снять пальто.
    - Проходи, мам, ну чего ты стоишь.
    Женщина прошла в гостиную, бросая любопытные взгляды на убранство комнаты.
    - Как у тебя всё изменилось, в прошлый раз стены были другие!
    - Да, полгода назад ремонтик сделал, да ты присаживайся, вот сюда в кресло, оно удобное… Так вот, ремонтик, решил стены по новой технологии сделать, долговечное пылеотталкивающее покрытие…
    Женщина ещё раз осмотрелась, более критично. На лбу пролегла глубокая бороздка, губы искривились.
    - В прошлый раз было лучше, для этой комнаты нужны бежевые тона, а не голубые…
    Её взгляд остановился на занавесках, прикрывающих с краёв широкое окно, за которым раскинулся шумный город.
    - А занавески и вовсе не годятся, завтра же пойдём с тобой, и я выберу тебе хорошие, ты же ничего не понимаешь в этом. Тебе нужна женщина в доме…
    Лоб Арсения покрылся испариной, глаза забегали по сторонам.
    - Кстати о женщине, мама. Я хотел познакомить тебя с Иллоной…
    На пороге возникла миниатюрная девушка, лёгкая и хрупкая как цветок. В простой жёлтой маечке с тонкими бретельками и белых шортиках до середины бедра. Волнистые каштановые волосы падают красивыми прядями на плечи. На лице улыбка.
    Женщина добродушно улыбнулась девушке.
    - Здравствуй Илоночка, какое редкое имя...
    Но в глубине глаз мелькнул холодный оценивающий огонёк, будто сканер на проходной в секретную лабораторию. Этот взгляд ощупал девушку с пят до макушки, оценив и вызывающе оголённые ляжки, и слишком легкомысленную маечку.
    - Здравствуйте, - девушка улыбнулась, - мне все говорят, что это имя очень редкое.
    - Чем ты занимаешься? – задала мама наводящий вопрос.
    - Иллона сейчас домохозяйничает, - ответил за девушку Арсений и всмотрелся в лицо матери, пытаясь понять, как она отнеслась к сказанному, но по её виду было тяжело понять, одобряет она, или же - наоборот.
    - Как замечательно, - проворковала мама, - что теперь есть, кому присматривать за моим сыном. У вас как всё, серьёзно?
    Девушка улыбнулась, а Арсений вновь быстро затараторил:
    - В достаточной степени, мама, в достаточной, степени… Пойдём на кухню, ты, наверное, проголодалась, там и поговорим.
    - Пойдём сыночек, - проворковала мама и всплеснула руками, - посмотрим какая хозяюшка из твоей невесты.
    Прозвучало это вполне мило и доброжелательно, но Арсений уловил скрытый подтекст. Мама очень требовательный человек, и он был рад, что она живёт в деревне и приезжает лишь изредка навестить сына. Так спокойней и сыну, и ей.
    На кухне Арсений и мама уселись за небольшой, на четверых, круглый стол со стеклянной столешницей. Мама критически подвигала губами, осматривая кухню, но промолчала. Арсений знал, что всё выскажет она потом, перед отъездом, и ещё месяц или два после этого будет пилить по телефону. Ситуация усугублялась тем, что теперь есть Иллона, и у мамы появился дополнительный и самый крупный повод поучать, критиковать, и говорить, что сын совсем не разбирается в жизни.
    Они беседовали о погоде, о том, как живётся в деревне и как тесно и душно в этом проклятом городе. Арсений кивал, соглашался, с мамой лучше соглашаться. Иллона подала на стол тарелки с супом, мама очень требовательно относится к тому, чтобы в рационе было жидкое. На второе, в духовке, подходил гусь. Сквозь прозрачную дверцу видно как в раскалённом, багровом воздухе печи исходит соком его румяная корочка.
    - Иллоночка, ты недосолила, немного супчик, - сказала мама, отхлебнув пару ложек, - но это ничего, милая, научишься.
    Илона покраснела, смущённо улыбнулась и опустила глаза. Молодец – подумал Арсений, всё правильно делает, как учил, с мамой спорить бесполезно, а обижаться тут не на что. Таков уж характер у мамы.
    - А Иллоночка почему не кушает? - Спросила мама.
    Арсений сглотнул подступивший ком, выдавил улыбку.
    - У неё диета, ты же знаешь современных девушек, хотят быть стройными и подтянутыми. Она чаю с нами выпьет.
    Он захихикал, стараясь смотреть на маму шенячьим взглядом. Мама лишь неодобрительно покачала головой, но тему продолжать не стала.
    Они сидели допоздна, присёрбывали чай, беседовали. Иллона периодически отвечала на мамины вопросы. Всё-таки Арсений был рад увидеть маму, поболтать. Они редко видятся. Он переживает, как она там живёт. Всё что может – периодически посылать деньги. Но вот вырваться и приехать самому навестить маму, в родные края, времени совершенно нет. Городская жизнь задаёт свой ритм, тем более, сейчас, в этот странный переходный период, когда на глазах мир меняется столь стремительно как никогда раньше. Вот только ещё вчера гонялись за навороченными мобильниками с высокочастотными процессорами и встроенными камерами сверхвысокого разрешения, теперь виртуальные очки, дополненная реальность, в моду входят импланты, только бы мама не увидела свежий крохотный шрамик за ухом, у основания черепа…
    Иллона постелила маме на раскладном диване в комнате для гостей. Мама аккуратно села на край, провела ладонью по синтетической простыни. Губы скривились в привычном движении неодобрения, но промолчала.
    Что-то она стала меньше высказывать недовольство, - подумалось Арсению, - видимо сказывается присутствие Иллоны. Но кто его знает, как мама отнеслась к самой Иллоне, и не выскажет ли своё мнение, конечно же единственно верное, потом, когда останется наедине с сыном?
    - Спокойной ночи, - сказала Иллона.
    - Спокойной ночи, мама, - пожелал Арсений и плотно затворил дверь комнаты для гостей.
    Когда они пришли в спальню, Арсений обессилено опустился на край кровати. Иллона села рядом, обняла, посмотрела участливым взглядом. Её пальцы нежно прошлись по его шевелюре, почесали за ухом. Он тяжело вздохнул.
    - Ну, наконец, - произнёс он тихо, - первый день вроде прошёл нормально. Осталось потерпеть завтра. Надеюсь, ничего не случиться и мама ничего не поймёт.
    - Всё в порядке, - проворковала девушка, - твоя мама хорошая. Она мне понравилась. Кажется я ей тоже. Возможно, она поймёт тебя?
    - Ты её плохо знаешь, - хмыкнул Арсений и помолчал. - Не поймёт…
    Он тяжело вздохнул и принялся стягивать с себя одежду.
    – Ладно, мой пупсик, давай спать, - жалобно сказал он. - Не забудь включить зарядное устройство, не хватало ещё, чтобы завтра у тебя вдруг кончился заряд, прямо при маме. Её же удар хватит, если она узнает, что сын живёт с андроидом.
    Он нервно захихикал и полез под одеяло.


    Александр Сигида
    размещено под лицензией CC-BY-SA 3.0

  2. Знак Administrator

  3. Тойво Пороховая Бомба

    Конец немного предсказуем.
  4. Atlas Генератор антиматерии

    Кажется автор научился моделировать конфликт, не отвлекаясь на технократические штучки...
  5. Fауст Реальный пластит

    Atlas, вы так говорите, будто это какое высшее, универсально применимое умение. А ведь если от "технократических штучек" можно абстрагироваться, значит, они несущественны для рассматриваемой проблемы. Но есть проблемы, для которых они существенны, эти ситуации просто нельзя смоделировать, абстрагируясь по вашему методу. Раньше Vilmind преимущественно такие ситуации и рассматривал. Получалось неплохо.

    Иными словами, технократические штучки не нужны только там, где не нужны, а не везде. И это просто приём, который иногда нужен. Но часто вреден.
    Vilmind нравится это.
  6. Atlas Генератор антиматерии

    Мда..."поток субъективной мути"@Тойво
    Автору повезло - теперь его тему будут обходить стороной и не замусорят обсуждениями и дискуссиями.
    Благовоспитанные читатели как-то сторонятся диалога с клиентом Мефистофеля...
  7. Fауст Реальный пластит

    Atlas, поясните, пожалуйста, вы отрицаете, что некоторые проблемы могут быть порождены "технологическими финтифлюшками"? И их моделирование невозможно без точного отображения этих финтифлюшек?
  8. Знак Administrator

    Что такое технологические финтифлюшки? В общем, большинство споров происходит из-за разного понимания слов. Человеческая психика устроена так, что самое первое объяснение какого-то понятия, впоследствии автоматически кажется самым правильным. Что запало в память с младых ногтей, то там намертво и прописывается.

    В древности было всё однозначно и понятно. Все понимали что такое изба, плуг, червяк, добро, зло, бог, сволочь. Однако, чем шире становился круг общения, тем меньше становился "сектор перекрытия" одинакового понимание. В интернете это особенно заметно. И чем дальше, тем это различие будет больше, поскольку информацию люди черпают базовую из разных источников.

    Пытаются выйти из этого тупика, путём объяснений с использованием логики. Однако, для этого нужно, чтобы обе стороны её использовали. Если же одна сторона игнорирует предложение вести диалог на этом суррогатном языке, то вторая приходит в замешательство, что мы и наблюдаем.

    Сдаётся мне, что интернет это проект Вавилонская башня - 2 Либо достроим и объединимся, либо человечество рассыплется и раздробиться на ещё более мелкие куски, причём не связанные уже территориальными границами.
  9. Тойво Пороховая Бомба

    Существенны социальные изменения, порождаемые этими финтифлюшками. Сами финтифлюшки как таковые не важны.
    В данном случае, важен не модель и принцип действия андроида, а сам факт появления механических внешне не отличимых от людей существ, с которыми можно строить отношения по человеческому образцу. В рассказе отображен частный случай: жизнь мужчины и андроида-"девушки". Но это же явление можно рассмотреть десятком других способов, создать десяток сюжетов для десятка других рассказов. Хотя, имхо, "Илона" - удачный рассказ.
  10. Vilmind Реальный пластит

    Для данного рассказа - да. Но для какого-то другого, продуманная технологическая финтифлюшка может быть дополнительным бонусом. Не знаю, мне лично интереснее читать когда автор продумывает вот такие детали, произведение кажется более реалистичным, чем когда избегается описание технологических средств.
  11. Знак Administrator

    Вилминд, бонус, это некое дополнение, приложение. Можно придумать десяток технологических сапог скороходов и скатертей-самобранок, а также сверхумений суперменских: становиться невидимым, летать, отращивать отрубленое и прочее, от перечисления всех этих фич рассказа не получится.

    Атлас, похоже судит оптом по рассказам, что выложены на хумане, лонгируя так сказать на все вообще. Но не знает просто, что более-менее удачные произведения в тг-тему, быстро прятались в закрытый раздел, а то и сразу там постились. А в открытом доступе, менее удачные эксперименты, некоторые из которых, первая и единственная проба пера.
  12. Тойво Пороховая Бомба

    Согласен. Если автор может сделать декорации более четкими и продуманными, то это положительно скажется на произведении.
  13. Fауст Реальный пластит

    Всё сложнее.

    Допустим, вы берёте и меняете финтифлюшку (например, андроида) на какую-нибудь чудесную метафору, которую можно описать только в общих чертах, не заморачиваясь на устройство позитронных мозгов и литий-ионных аккумуляторов (например, чудо-юдо рукотворную самодвижущуюся куклу), и исходя из этого строите взаимоотношения девушки-андроида с парнем.
    Но тут нужно быть чрезвычайно осторожным! Ведь при построении модели вы можете упустить какую-то важную техническую деталь, оставить её за бортом произведения. А эта деталь будет определяющей для взаимоотношений рободевушки с парнем.

    И так получаются изумительно порой написанные, но моделирующие вместо реальности какую-то чушь произведения. А то и вообще нагло перевирающие и переиначивающие проблематику.

    Так, например, один современный японский автор написал роман, в котором человеческих клонов выращивают в закрытой школе, а потом строгают на органы, и те безропотно умирают под ножом хирурга. Я не знаю, о чём думал автор, но это похоже на пасквиль на перспективы клонирования. Возможно, ему просто никто не сказал, что органы можно выращивать отдельно, но получился высокохудожественный ужастик-антиутопия.

    А другой мой знакомый казахский литератор написал рассказ, в котором андроиды любят друг друга, но один убивает другого в семейной ссоре и садится в тюрьму. Могу переврать сюжет, давно читал, но суть в другом. Он решил проанализировать вхождение андроидов в современное общество, отсёк всё лишнее (по его мнению), психику андроидов аппроксимировал стандартной человеческой, и... В общем, лучше бы сразу писал семейную драму. Правда, это была бы плохая семейная драма, банально-бытовая. А так - фантастика, андроиды. Всё путём.

    Так что вот такое неумелое моделирование ситуаций дискредитирует фантастику. И я всячески поддерживаю техническую грамотность фантастов. Которую не грех иной раз и проявить.
    Всё-таки фантастика базируется на проблемообразующем фантастическом допущении. Потому в этом допущении и соответствующей проблеме надо разбираться глубоко, досконально. А если такого допущения нет - то это уже и не фантастика.
    Vilmind нравится это.
  14. Vilmind Реальный пластит

    Фауст правильно говорит. Технологические плюшки они не просто так даются, не для атмосферы, хотя и атмосфера произведения важна, а для того как раз, чтобы и раскрыть отношения персонажей - правдоподобно... Ну да, клонов - школьников научились делать, а додуматься до такой простой вещи в сравнени с мыслящим клоном, как клонирование отдельных органов упустили из виду... Или проецирование человеческого на нечеловеческое, что я и сделал самым наглым образом в "Иллоне". Ну, я как бы, идеализировал ситуацию, получается. Ушёл от технологических деталей, но тем самым, возможно вызвал дополнительные вопросы у читателя... Вот, технологические детали это некие границы, в рамках которых протекает сюжет, если их минимизировать, есть риск вызвать у читателя серию вопросов, коментариев, почему так а не эдак, на чём автор основывает свое мнение, да персонажи вообще шаблонны... и так далее.
  15. Fауст Реальный пластит

    Меня ещё больше волнует, что таким образом можно обмануть читателя. Представить под видом реальных изменений в обществе, вызванных тем же НТП, нечто совсем другое, к реальности не имеющее отношения. Так чаще всего и формируются всякие технофобии, луддистские настроения, страх перед будущим... Иногда намеренно, иногда по незнанию.

    Хотелось бы этого избежать. В таком деле, мне кажется, вообще лучше перестраховаться и изобразить всё максимально точно, даже если кажется, что некоторые детали можно опустить. Но последнее уже мои личные крокодильчики, их не навязываю и не отстаиваю.
  16. Тойво Пороховая Бомба


    Техническая грамотность - несомненный плюс для любого фантаста, да и для любого писателя вообще.
    Но проблема, как вы упомянули, сложнее.
    Писать нужно или о том, что хорошо знаешь, или о том, о чем не знает никто (это вольное цитирование, кажется, Стругацких). То есть автор, который пишет о роботах, толком не представляя этих самых роботов - смешон. Точно так же автор, у которого не было секса, вряд ли хорошо опишет акт любви. Для читателя, искушенного в плотских утехах, его текст будет казаться неправдоподобным, смешным и дурацким.
    Так что в более широком смысле техническую грамотность можно заменить на грамотность вообще. Без нее качественное литературное произведение не написать - ни фантастическое, ни детективное, никакое.

    Дело не в самой технике, а в роли, которую играет техника в произведении. Эта роль может быть достаточно велика, но все равно в итоге она - второстепенная. Потому что на первый план выходят люди, которые сталкиваются с этой техникой, думают о ней, испытывают эмоции, связанные с ней, ведут себя сообразно новым реалиям, возникшим как результат взаимодействия техники и человека.
    То есть, технические новинки рассматриваются через призму личности героев произведения.
  17. Fауст Реальный пластит

    Это само собой разумеется. Вообще-то, принципиально невозможно написать произведение "не о человеке". Это всегда вещь, написанная человеком, о проблемах, волнующих человека, которые встают (внимание!) тоже перед человеками.
    Так что ваше заявление мне вообще кажется трюизмом.

    Просто об абстрагировании от техники, о том, что человек - главное, а техника второстепенна, говорят так много и охотно, что техника в последнее время вообще исчезла со страниц (отечественной, по крайней мере) фантастики. А прилавки полнятся такими вот перевирающими все проблемы на свете произведениями, какие я описал. Если же техника где и появляется, то эпизодически, робко, будто стесняясь, ведь главное человек, вы уж извините, что заставляю вспоминать школьную физику, но у меня же тут не фантасмагория и не фэнтези, а чуть-чуть научная фантастика, вы уж извините.

    Пора, на мой взгляд, качнуть маятник в обратную сторону. В западной фантастике, кстати, такой проблемы почему-то нет. Причины такой ситуации отчасти, мне кажется, отражены вот здесь.

    К слову о Стругацких, они-то как раз весьма вольно всегда обращались с научной подоплёкой. По-моему, слишком вольно. Например, в повести "Волны гасят ветер" проблематику "вертикального прогресса" и перехода на т.н. постчеловеческий этап развития связали с какими-то внутренними, потаёнными возможностями человека, к которым техника имеет отдалённое отношение, чем изрядно перекосили суть проблемы. Вместо постчеловечества получились подросшие "дети индиго". Вещи это навредило не так, чтобы очень, но есть и более печальные примеры.
  18. Знак Administrator

    Само собой разумеющееся, это индивидуальные стереотипы. Как я писал здесь стереотипы эти чем дальше в будущее, тем сильнее будут различаться у людей. Поэтому, часто стоит озвучить точку зрения, чтобы стало ясно. Иначе получаются битвы с призраками, когда со всей дури лупят голограмму, попадают друг по другу, а потом с такой же мощью начинают лупить друг друга.
  19. Тойво Пороховая Бомба

    Фауст, все зависит от конкретного произведения и от конкретного автора.
    Если абстрагирование от технических подробностей не отразится негативно на сути произведения - почему бы не опустить их? Злоупотребление финтифлюшками превращает рассказ в унылый мануал к фантастическому девайсу.
    С другой стороны, если проблематика рассказа напрямую связана с технической новинкой, то о ней просто необходимо рассказать. Вот здесь и пригодится писателю техническая грамотность.

    Хорошо, что мои слова кажутся вам трюизмом, но я встречал людей, для которых они - откровение. Это как раз любители псевдохудожественных мануалов.

    Пусть говорят. Собаки лают, караван идет.
    В конце концов, если отвлекаться на каждого идиота, то на писательство времени вовсе не останется.

    Только не к противоположному абсурду, когда безликие человечки возятся вокруг блистающих машин.
    Баланс должен быть сохранен. Все зависит от задачи, которую ставит перед собой автор.
  20. Fауст Реальный пластит

    Я считаю, что если без "финтифлюшек" можно обойтись, то без них просто обязательно следует обходиться! Соответствие формы и содержания. Минимум выразительных средств для достижения конкретной задачи. Но так мало кто поступает, и прут легионы космоопер и "гуманитарной" фантастики, где накручены тонны антуража для разрешения абсолютно не имеющих к нему отношения проблем.

    Важно ещё то, что псевдофантастику с неоправданным пренебрежением к технике читать будут. А вот про блистающие машины - точно нет, потому что произведение оказывается беспроблемным. В таком случае скорее предпочтут грамотный научпоп или технический справочник. Правда, количество последних в наше время тоже как-то упало...

Поделиться этой страницей