Дух времени

Тема в разделе 'Форум обо всём', создана пользователем Лорд Табаско, 29 май 2011.

  1. Лорд Табаско Динамитная шашка

    Тут недавно состоялось интервью Брюса Стерлинга одному интернет-порталу. Любопытная вещица, по-моему. И особенно заинтересовали рассуждения насчет духа времени, который Стерлинг описал так:

    С тех пор, как я прочитал эти слова и хорошенько их обдумал, начал ощущать две разных струи в обществе, действительно, два настоящих духа, Инь и Ян современности. Это интуитивное ощущение, но постоянно появляются противопоставления. И они практически идеально входят в схему "готических технологий" и "фавельного шика".
    Например, сейчас мы можем наблюдать противостояние двух колоссов: Google и Apple. По сути, ведь, каждая корпорация олицетворяет свой дух времени. С одной стороны гигантский высокотехнологичный поисковик, не существующий в реальности, только в искусственном мире, обеспеченном достижениями технологий. Подминающий все под себя, захватывающий информацию, присасывающийся к своим пользователям. С другой стороны - корпорация, занимающаяся продажой исключительно реальных вещей: вычислительной техники с недорогой начинкой, красиво оформленной, с брендом, формирующим впечатление "элитарности". Одни стараются зарабатывать, проповедуя свободу информации и рекламу, бесконечную рекламу, другие полностью на стороне копирайта и централизованных магазинов. Одни идут по пути усложнения, добавления новых функций, другие модернизируют существующее так, чтобы в нем появились новые возможности, но в то же время, все стало проще, чем было.

    Или взять литературу. Жирная граница идет не то что по книгам, по целым жанрам, отмежевывая их по духу. Фантастика разделилась на два диаметрально расходящихся направления: с одной стороны авторы тяжелой, бьющей по мозгам, НФ, совершенно отличные от НФ-истов старой школы. Брэдберианскую мягкость, к примеру, отыскать трудно, это нишевый продукт, основное направление - брутальность, реалистичность, серьезность.

    С другой стороны - литература эскапизма, всевозможные фэнтези-жанры, огромный пласт неведомо откуда взявшейся альтернативной истории, громадное количество сверкающих книг, каждая из которых ярка сама по себе, несет множество очень красивых сцен, бесконечных морей и гигантских водопадов, злых властелинов и безумных Стотысячелетних Кровавых Некромантических Повелителей Неуемного Пафоса. Можно было бы объяснить самим жанром, но вот если взять Толкина, то где там это? "Хоббит" несколько сказочен, но мрачен, "Властелин колец" воплощает безысходность. О серьезных вещах говорится серьезным тоном, высоким стилем. То есть, дело не в жанре.

    Замечали ли вы что-то подобное, чувствовали эти два направления?
  2. Знак Админ

    Это сознательное упрощение, те самые инь и янь, требующие смотреть исключительно направо или налево. Выбор из нескольких чётко дозированных возможностей, изобретённых экспертами, взвешенными и вымеренными на аналитических весах, для стандартных психотипов.

    Если раньше информационная среда давала пищу разуму, то сейчас всё больше и больше производит потоков сознания, для воздействия на эмоции. Интернет всё плотнее скрывает верную информацию, предъявляя людям всё больше суррогатов - отдельных цветастых фантиков, предлагая учиться читать по надписям на них. Что в принципе не возможно.
    Идёт игра на страстном желании человека потреблять новую и новую информацию, создавая огромный контингент пожирателей инфы. Бессвязная и бестолковая она заполняет сознание массой бреда, который разум выбрасывает на следующий же день. Однако, проходят лишь сутки и ёмкости вновь заполняются ерундой.
    Это олицетворение вколотой установки, над которой в прошлом веке мыслители потешались, как над очевидным бредом, не совместимым со званием хомо сапиенса: "живи настоящим, здесь и сейчас" Не помни прошлого, не думай о будущем, есть только миг между прошлым и будущим, за него и держись... ага, обеими руками.

    Сейчас эта тусклая инфомасса, которую невозможно толком осознать и некогда разбираться, тем не менее, руководит нами заставляя совершать некие нужные кому то действия. Лапша, что вешалась на уши, превратилась сначала в спагетти, а теперь надёжно приросла к ушам, из неё сплели длинные и прочные вожжи, дёргая за которые, поворачивают головы людей в нужном направлении.
    _____________________________________________________________________________________
    С моей точки зрения, Брюс Стерлинг прогнал абсолютную пургу - поток сознания, который должен резонировать с какими-то эмоциями. Это заброс с целью выяснить реакцию, который делают писатели для выяснения умонастроений людей. Возможно определяет "степень созревания" тех или иных возрастных категорий, подвешенных в коконах всемирной паутины.

    "Готический хай-тек, что он дал в ощущениях - какой-то фрагмент театра абсурда, с таким же успехом он мог заявить для его характеристики: "Представьте что вы Бил Гейц, но вам нужно вползти на десятый этаж небоскрёба где укусить абсолютно зелёный арбуз а потом вам приходится писать серебристой струёй ртутной мочи через голову ибо нет ни малейшей возможности сходить на той высоте в туалет по другому. )) И сто процентов - все разинув рот будут слушать этот бред, а вычислит, что можно пожалуй добавлять ещё пару брикетов бреда в очередную мульку. Люди всё равно как-нибудь объяснят правильно.

    Отлично помню свой подростковый возраст, ничуть не напоминающий никакие "тёмные эйфории" и прочие падения с какой то там скоростью. Было состояние мотоциклиста, стоящего на красном свете, холостое рычание перегазовки и медленно капающие секунды до заветного мгновения. Нетерпеливое и жгучее желание, крутануть ручку газа, чтобы наконец рвануться во "взрослую жизнь"

    "Трущобный шик" это прошедший метаморфоз панк, что считал крутым питаться объедками в столовых, а теперь тот же расклад, только кичиться другой стороной угловатой крутости. ))

Поделиться этой страницей