Бунташный век (отрывок). В гостях у ведьмака

Тема в разделе 'Мистика', создана пользователем irina_wald, 13 авг 2011.

  1. irina_wald Зажигалка



    То было чудо. Иначе чем объяснить то, что Софье все-таки удалось вырваться из монастыря?
    Русские царевны жили тюремно-теремной жизнью, и на богомолье их блюли невероятно. Подгадав с обстоятельствами, Софья вымолила себе у отца разрешения посетить недальний Сретенский монастырь, что у села Хотьково. Поедет она-де к святым мощам родителей Сергия Радонежского, Кирилла и Марии, чтоб святые мощи святых родителей даровали выздоровление ее родителю. Алексей Михайлович, Царь Всея Руси, болел тяжело уж не первый год, болел как простой смертный, со страхами и перепадами настроений...Он чуял приближение смерти и боялся ее. А потому отступил от правила и послал Софью на богомолье одну, без мачехи, как долженствовало.
    Впрочем, одной, в полном смысле этого слова, царевне уехать не удалось. Царевна была отправлена на богомолье с великой свитой о восьми каптанах ( зимними возками). Окна царевеного возка были наглухо занавешены плотной персидской камкою, так что и полоски дневного света не пробивалось вовнутрь. Добралися до монастыря затемно, но под монастырем стояли за полночь, чтоб иные люди не видели, как царевна в монастырь заходить будет. И не в секретности дело: просто негоже царевне лик свой людям казать
    Под свиту Софьину и прислугу было освобождено десять келий, чтоб « стоять княгиням да боярыням», и для пущей строгости келии со стороны монастыря были загорожены досками. Ключи у игумена от келий тех отобрали и сказывали монахам, чтоб из келий своих они на время царевена приезда не выходили. То и помогло: приняла ключи от царевненой кельи мамка Лукерья да сговорилась с послушником Ионаканом, что в полночь отворит он тайную калитку. Ночью, как по ранжиру положено, сохраняя таинство своего пребывания, ходила Софья прикладываться к мощам, да после в келью не вернулась. Вынырнула за калитку, а там кони, в возок запряженные Морды завязаны в холщовые мешки, чтоб не ржали, не выдали. Ловка Лукерья, везде у ней свой люд, вот и по коням она со стрелецким сыном Фомой сговорилась.
    Как же ловко все получилось! Ни половица не скрипнула, ни конь не заржал… Тихой мышкой шмыгнула царевна в возок. Ах, и припустили кони по снежку, только пыль снежная поземкой за санями!
    Чудо, истинное чудо. Видать, сама судьба ведет царевну ночною дорогою ….
    За два часа домчали

    Кеждей ( от мордовского – кежей – злой).
    С месяц али более, как встала подо льдом речка Кубря. Подморозило и поверх болот. Там на левом бережку за трясиной и болотами, в самом их центре, на сухом островке, стоит село Ведомша. Кабы не зима да мороз, так и не добраться туда вовсе. Страшные места, за десять верст вокруг более никого, ни одного селения. Но иной раз по дурной дороге забредает в Ведомшу случайный путник. Идет он на огонек, что светит на краю Ведомши всяку ночь. То огонек с погоста – гостиного двора. Впрочем гостиным двором=то и не назвать, избенка не избенка – хижина. Чуть видна из=под развесистого дуба. Живет на том погосте дед Кеждей. Вот к нему-то и спешит царевна, туда и направляется царевен возок.

    Дед Кеждей - старик с особинкой. Про него в народе всякие слухи ходят: говорят, что Кеждей природный колдун. Природный колдун, его всякий знающий определить может. Это когда девка родит девку, а та, вторая, в свою очередь принесет третью,так родившийся от третей мальчик завсегда на возрасте делается колдуном. Кежедей вот от третьей и рожден. Он колдун природный, а потому невольный. Бог на него не гневается, и оставляет за ним право покаяться в своем темном промысле.
    Да и не злой Кеждей колдун, многим помогал: и порчу снимал, и приворот, и от мора многих спасал, но только колдун есть колдун, и люди Кеждеев погост стороной обходят.
    Не злой дед Кежедей, но заковыристый.: коль кто поперек дороги ему станет, али воли его не исполнет, то жди беды. А то и просто за глупость, за жадность людскую, за злобу безмерную накажет дед Кеждей, мало не покажется: толи скот попортит, то залом на неурожай сделает. А то, говорят, пришел к нему путник, отведал хлеб-соль, да пожалел раскошелиться. Мало того, плетью заломил Кежедею промеж лопаток. Кежедей наклонился низко, да давай бормотать что-то. Путнику и невдомек, что бежать бы тут ему, а молодец, знай, стоит – угрожает Кежедею, заливается: «Я-де тебе, старый хрыч, бороденку повыдергиваю, плетью в землю вобью. Будешь знать, как у господ денег просить за пустяковые услуги».
    Вдруг распрямился Кежедей, как струна, натянулся и горсточкой земли из-под ступней своих в путника, промеж глаз бросил. Встал молодец на четвереньки и весь вдруг серой шерстью покрылся: оборотился волком. Так с той поры оборотнем серым по лесу и скачет.
    Дурным, мелочным людям от Кежедея добра нечего ждать. А вот что никогда Кежедей не делал, так это на молодых порчу не наводил, свадебный поезд не разворачивал.
    И еще Кежедей знает прошлое, предвидит будущее. Но не всем то будущее сказывает, потому как не каждому под силу те знания нести.
    Вот потому, что ведомо Кежедею будущее, многие утверждают, что не колдун Кежедей, а ведьмак, что только ведьмак может приоткрыть завесу грядущих событий. Страшен ведьмак для человека. Обладает он двумя душами, человеческой и бесовской. Человеческая его часть благоволит к людям, а вот бесовская ищет погибель для людского рода. И какая половина вверх возьмет, никто не знает. Страшна встреча с ведьмаком: ему подвластны силы обоим миров, человек для него пылинка. Но в сердце у ведьмака пополам добра и бесовщины.
    И хоть страшен ведьмак-двоедушник, и помощь его во вред может обернуться, но едут к нему за помощью отчаявшиеся. Едут, кто любимую возвратить, кто сына воскресить, кто недруга наказать. Едут, знаю, что расплатиться за помощь придется душой христианской, запродав ее дьяволу.

    … Возок остановился. Кони фырчали, дикими глазами искоса посматривая на запорошенную снегом хижину. Легко откинув полог выскочила царевна из возка и , не взирая на свою дородность и глубокие сугробы, резво метнулась к приваленной снегом двери хижины. За ней уточкой заковыляла Лукерья.
    -Останься, - не поворачиваясь жестко сказала Софья.
    - Как же, царевна, виданное ли дело? Девке, да еще царской дочери, одной в ночь в чужое жилище да к мужчине… - запричитала Лукерья.
    Не о том думаешь,- резко обрубила ее царевна, - Все, что мы нынче делаем, все непотребно для царской дочери. Нет надобности тебе со мной идти. Тут только моя дорога.
    Царевна рванула на себя дверь, Та со скрипом поддалась, приоткрыв незначительную щель. Софья втиснулась в нее бочком, натужно проталкивая свои телеса вовнутрь.
    Внутри, посреди хижины, Софья разглядела старческую фигуру колдуна. Он был еле виден в свете лучины и стоял спиной к царевне

    - Пришла, царева дочь?- вдруг спросил он , не поворачиваясь.
    - Откуда знаешь, что буду? - царевне стало не по себе.
    - Мне многое ведомо. И тебя я уж давно жду-поджидаю. Знаю я, зачем пришла, по какой нужде.
    Ведьмак вдруг резко повернулся к царевне.
    Он был невысокого роста, небольшой горб крючил его спину. Седые и длинные волосы его были тщательно расчесаны и лежали ровными сивыми прядями по обе стороны лица. На голове его был большой берестяной обруч, в который были вплетены красные и черные нити. Большая медная серьга в виде скорпиона висела в ухе. Льняная рубаха с затейливой вышивкой из невиданных ,колдовских знаков была подвязана крученым шнуром из тех же красно-черных нитей. Рубаха была чистой, как будто, новой.
    Знаю я, - продолжил он, - что решила ты преломить судьбу. Хочешь прибрать к рукам, то, что не тебе положено. Хочешь власти и любви женатого человека. Знаю, что пришла ты ко мне испросить способ добыть себе власти, а с нею и любовь и волю., Знаю, что готова на все это и душу на бесовский алтарь положить. Хочешь ты пути величия и славы. А знаешь ли ты, что ждет тебя на этом пути?
    Тут ведьмак резко нагнулся и с неожиданной для такого старца резвостью и резко повернулся вокруг себя на пятках. В руках его вдруг оказался посох, смирно стоявший до того у кадки. Взмахнув посохом, ведьмак очертил вокруг себя и царевны круг, так что кадка тоже оказалась в черте круга. Тут ведьмак наклонился над кадкой и застыл головой, упершися лбом в обод. Руки же его вдруг сделались непомерно длинными, и будто живые, сами по себе, а не с телом вместе, стали метаться по полкам и хватать всякие колдовские снадобья, сыпать их и лить в кадку с водой.
    В какой-то момент ведьмак быстро отскочил от кадки и стал вертеться вокруг своей оси, одновременно нарезая круги вокруг кадки. Шепотом он приговаривал страшные непонятные слова заклятия: Андабарус аква, андамарус вего, уваро хобс.
    Потом вскинул голову вверх и голосом, что, казалось, шел не из его горла, а из-под пола провыл:
    Нави, мавки, куляши, встаньте - воду взболтайте.
    Пусть откроется то, что сокрыто во тьме
    Вдруг за окном поднялась метель и засвистала, застонала человеческими голосами, будто по команде Каждея поднялась вся болотная нежить. Потом все стихло, также резко, как и началось. В кадке по воде пошли волны. Ведьмак поднял налитые кровью глаза и в упор глянул на царевну.
    _ Ну, царевна, поди посмотри. Твое будущее спрятано под водой. Посмотри и отступись, коли не по силам тебе сия ноша.
    Царевна стояла, ни жива, ни мертва. Бледность разлилась по ее лицу. На белом, как луна, лице только и виднелись, что черные косматые брови, да круглые совиные глаза. Выступающий крючковатый нос делал ее похожей на хищную птицу. Вдруг царевна подалась вперед и пригнулась к кадке.
    - Разведи воду руками и смотри, - сказал ведьмак. – Там твоя судьба начертана.
    Царевна окунула руки в воду, обмочив рукава куньей шубы, по поверхности воды пошли круги: красные ленты крови, пустые глазницы рубленых голов врагов и соратников запылали на водной поверхности в свете лучины. Поверх всего всплыло лицо любого . На нем была написана нежность и скорбь. «Погубила ты меня», - шептали его губы. Вдруг из водной тьмы вынырнула рука и вложила в руки царевны царский венец. Руки царевны сжались, но венец скользнул, будто меж пальцев, и ушел под воду. Дернулась царевна за ним, но сколь не хватала, венец не давался в руки, уворачиваясь, будто живой.
    А-а-а-а, -закричала царевна и не узнала своего голоса. Будто и не она кричала, совиным эхом отозвался ее крик.
    Над водой поднялся туман , а с воды будто свет пошел и шумы, шорохи, которые мгновение спустя стали складываться в слова: «Отступись царевна, отступись!»
    «Отрекись, царевна, отрекись!»…
    Софья перевела дух: «Поздно, старик, ты меня пугать задумал. Нет мне иного пути. Пусть чуть, пусть ненадолго, но спытаю я и любовь, и власть. Помоги мне».
    « Что ж, Софья, цену помощи моей ты знаешь. Цена моей помощи – душа твоя и вечное блаженство в ином мире. Не знать теперь тебе покоя ни в этой, ни в той жизни. Одумайся: не велика ли цена-то?»
    - Не нужно меня пугать и уговаривать: не житье мне в этом мире, а в том будет ли че?
    - «Ну, смотри, девка» - кровавый глаз ведьмак сверкнул холодным огнем. Стоя, не согнув коленей, тот подпрыгнул под самую матицу ,сдернул с нее сидящего там петуха. Петух вскинул крыльями, но уже через секунду обмяк, приглаженный рукою ведьмака.
    «Руби голову», - закричал ведьмак и сунул царевне в руки кривой кучумский нож.
    Широко распахнув глаза, закусив губу, царевну взмахнула ножем…
    Из отверзой раны на земляной пол полилась кровь. Ведьмак стал водить петухом над земляным полом, покрывая его кровяными дорожками. Кровяной поток становился все тише-тише. Наконец ,совсем иссяк: одна лишь последняя капля зависла над полом.
    «Следи, куда упадет!» - взвизгнул ведьмак. – Ага, вот оно!
    Он резко опустился на колени над тем местом, куда капнула последняя капля и дернул царевну за шелковый рукав: «Становись рядом и повторяй за мной. Да осеняй себя обратным крестом. Как антихрист! Да смотри не перепутай: христианский крест – всему делу гибель!»
    Царевна встала на колени так близко к ведьмаку, что почувствовала смрад его дыхания: будто пахнуло на нее смрадом бесовского мира. Тоскою зашлось ее сердце…
    «Повторяй за мной, - услышала она голос ведьмака. - Красная рута, корень тиерлич-травы, дай мне знать, что ждет впереди»
    «Красная рута, корень тиерлич-травы, - будто через силу разомкнулись ее губы….
    «Скорлупа Алконостова яица да разрыв-трава, отмети преграды на моем пути», - слова будто били ее по голове, вытягивали жилы из сердца.

    «Магура-воительница, моя покровительница, дай мне сил тот путь пройти.
    Худич-Злебог врагов моих убери да меня убереги» - Софью стало трясти мелкой дрожью. Потом дрожь перешла в колотье. Царевну гнуло к земле, подбрасывало вверх, губы, как в забытье шептали слова заклинания

    «Улика-трава – любого мово ко мне повороти», - царевна вскрикнула и упала без чувств.
    Открыв глаза, она увидела над собой кровавые газа ведьмака: « Вставай, девка, свершилось. Осталось дело за малым. Рой там, где последняя капля крови упала. Там оно. Сама рой, потому как если кто другой к этому притронется, то оно в землю уйдет»,
    «Что уйдет, старик?»
    «Отроешь – увидишь. Руками рой, ногтями, иначе не дастся».
    Софья поспешно поднялась и принялась рыть в указанном ведьмаком месте.
    В скором времени она почувствовала под руками что-то твердое, будто маленький камешек. Вытащила, обтерла : в руках у нее оказалась каменная фигурка какого-то зверька.
    -Что это? – спросила царевна, передавая фигурку ведьмаку. Ведьмак аккуратно завернул подол рубахи и, старясь не коснуться рукой зверька, принял его в подол.
    _Это темных сил амулет – Росомаха. Твой амулет,, - сказал он. Сделан он из волшебного камня Алатаря. Обладает он особыми свойствами. Росомаха - зверь , с которым ни один охотник не свяжется по своей воле. Она никого не пускает в свою вотчину и ревниво следит за чужаками. На виду Росомаха бывать не любит, и не высовываясь, следит она за своими владениями. Коварна, сильна, умна, ни кем не любима. Ни один зверь не захочет встретиться с Росомахой на узкой тропе. Надень этот амулет на шею, вместо нательного креста, спрячь, чтоб ни одна живая душа о нем не знала. Пока он на тебе, ты непобедима.
    Но должна ты знать, что боится Росомаха только одного: Тигр, встречая на своем пути Росомаху, завсегда рвет ее на куски. Ни для еды, ни для охоты: брезгует он этим зверем. Рвет ее так, на всякий случай, чтобы та ему в какой момент со спины удара не нанесла.
    Пройдет время, и придет к тебе человек – Белый Тигр, тогда уйдет Росомаха в землю. Как пришла из преисподни, так туда же и вернется: другого владельца ждать. Тогда покинет тебя ее сила, покинет тебя удача. Придут по твою душу люди Тигра, и конец твоему славию и твоей власти настанет. А пока он с тобой, нет такой силы, которая б тебе не подчинилась, нет такой думы, которая б не исполнилась. Только смотри: нет придела желаниям, нет большей жажды, чем жажда власти. Никогда ее не утолить. Крови, смертей она многих стоит, руки твои обагрятся не раз. Забыть тебя не забудут, но проклянут многие. Готова ты к тому?
    Готова, – твердо сказала царевна и протянула руку к амулету.
    И стоило ей прикоснуться к амулету, как вновь завыла человеческими голосами вьюга за окном, заскреблась ледяными когтями в окно, а с царевеных, в кадке обмоченных рукавов на пол закапало кровью.
  2. Atlas Генератор антиматерии

    Ух, ты!
    Читаю с завистью....
  3. Знак Админ

    )) на любителя. И пошерстите по "был-был"
  4. irina_wald Зажигалка

    Критики хочу полновесной. Ну, покритикуйте меня чуток. Кстати, есть продолжение, но много ( подробный синопсис аж на 60 страниц). Вставлять?
  5. irina_wald Зажигалка

    Спасибо. Думаете , не плохо? Продолжение есть. Вешать?
  6. Atlas Генератор антиматерии

    Порциями, порциями...
  7. Анна Сергевна Коктейль Молотова

    То было чудо. Иначе чем объяснить то, что Софье все-таки удалось вырваться из монастыря?
    Русские царевны жили тюремно-теремной жизнью, и на богомолье их блюли невероятно. Подгадав с обстоятельствами, Софья вымолила себе у отца разрешения посетить недальний Сретенский монастырь, что у села Хотьково. Поедет она-де к святым мощамродителей Сергия Радонежского, Кирилла и Марии, чтоб святыемощи святых родителей даровали выздоровление ее родителю.(слишком много повторов) Алексей Михайлович, Царь Всея Руси, болел тяжело уж не первый год, болел как простой смертный, со страхами и перепадами настроений...Он чуял приближение смерти и боялся ее. А потому отступил от правила и послал Софью на богомолье одну, без мачехи, как долженствовало. (Царь боялся смерти, поэтому послал Софью на богомолье одну?)
    Впрочем, одной, в полном смысле этого слова,(неудачно) царевне уехать не удалось. Царевна была отправлена на богомолье с великой свитой(в начале создаётся впечатление, что она едет не одна, а с небольшим кол-вом сопровождающих, а тут выясняется, что с великой свитой. Тогда может быть не стоило подчёркивать её «одиночество»? а то получается, что одиночество – это отсутствие мачехи в свите) о восьми каптанах ( зимними возками). Окна царевеного возка были наглухо занавешены плотной персидской камкою, так что и полоски дневного света не пробивалось вовнутрь. Добралися до монастыря затемно, но под монастырем стояли за полночь («стоять за полночь» - сомневаюсь что это по-русски. Может стояли до полуночи – лучше? Но тут же возникает вопрос – нафига, т.к. время которое вы описываете – не наше, там народ рано спать ложился, чтобы в 4 утра встать и заняться хозяйством), чтоб иные люди не видели, как царевна в монастырь заходить будет. И не в секретности дело: просто негоже царевне лик свой людям казать
    Под свиту Софьину и прислугу было освобождено десять келий, чтоб « стоять княгиням да боярыням», и для пущей строгости келии со стороны монастыря были загорожены досками.(Я долго пыталась себе это представить и не смогла) Ключи у игумена от келий тех отобрали и сказывали монахам, чтоб из келий своих они на время царевена приезда не выходили. То и помогло: приняла ключи от царевненой кельи (слово келья идёт в повторе много раз) мамка Лукерья да сговорилась с послушником Ионаканом, что в полночь отворит он тайную калитку. Ночью, как по ранжиру положено, сохраняя таинство (таинство и тайна – разные вещи) своего пребывания, ходила Софья прикладываться к мощам, да после в келью не вернулась. Вынырнула за калитку, а там кони, в возок запряженные (из-за того, что у вас сперва написано про коней, а потом про возок, получается не красиво, и след.предложение в воздухе висит). Морды завязаны в холщовые мешки (верёвка завязана в узел – это реально, морда завязана в мешок – нереально), чтоб не ржали, не выдали. Ловка Лукерья, везде у ней свой люд, вот и по коням она со стрелецким сыном Фомой сговорилась.
    Как же ловко все получилось! Ни половица не скрипнула, ни конь не заржал… Тихой мышкой шмыгнула царевна в возок. Ах, и припустили кони по снежку, только пыль снежная поземкой за санями!
    Чудо, истинное чудо. Видать, сама судьба ведет царевну ночною дорогою ….
    За два часа домчали
    (и ещё очень хочется видеть в конце предложений точки.)
  8. irina_wald Зажигалка

    Про доски - исторически достоверно, впрочем как и все остальные детали бытописания. Все это почерпнуто из серьезных историеских монография, таких, например, как "Забелин И.Е. Домашний быт русских цариц"
  9. irina_wald Зажигалка

    За редактуру спасибо. Очень не люблю эту работу)))
  10. irina_wald Зажигалка

    В последние год правления Алексей Михайлович был так болен что не мог уже так строго надзирать за женской половиной царского терема. Софья была его любимица и имела некоторые послабления в теремном режиме.
  11. irina_wald Зажигалка

    То было чудо. Иначе чем объяснить то, что Софье все-таки удалось вырваться из монастыря?
    Русские царевны жили тюремно-теремной жизнью, и на богомолье их блюли невероятно. Подгадав с обстоятельствами, Софья вымолила себе у отца разрешения посетить недальний Сретенский монастырь, что у села Хотьково. Поедет она-де к святым мощам родителей Сергия Радонежского, Кирилла и Марии, чтоб те святые мощи даровали выздоровление ее родителю Алексей Михайлович, Царь Всея Руси, болел тяжело уж не первый год, болел как простой смертный, со страхами и перепадами настроений...Он чуял приближение смерти и боялся ее. Перепробовав тьму тмущую всяких снадобий и средств, уже не верил в выздоровление. Софья же упросила отца, говоря, то девичья молитва любящей дочери богу слышнее. Царь поддался уговорам: отступил от правила и послал Софью на богомолье одну, без мачехи, как долженствовало.
    Впрочем, не совсем одну: царевна была отправлена на богомолье с великой свитой о восьми каптанах ( зимними возками). Окна царевеного возка были наглухо занавешены плотной персидской камкою, так что и полоски дневного света не пробивалось вовнутрь. Добралися до монастыря затемно, но под монастырем стояли до полночи, чтоб иные люди не видели, как царевна в монастырь заходить будет. И не в секретности дело: просто негоже царевне лик свой людям казать
    Под свиту Софьину и прислугу было освобождено десять келий, чтоб « стоять княгиням да боярыням», и, для пущей строгости, келии от прочих монастырских построек были огорожены досками. Ключи от них у игумена отобрали и и сказывали монахам, чтобы те на время царевена приезда наружу не выходили и на глаза царевне не попадались. То и помогло: приняла ключи от царевненой кельимамка Лукерья да сговорилась с послушником Ионаканом, что в полночь отворит он тайную калитку. Ночью, как по ранжиру положено, сохраняя тайность своего пребывания, ходила Софья прикладываться к мощам, да после в келью не вернулась. Вынырнула за калитку, а там возок, конями запряженный, Морды коней в холщевые мешки спрятаны, чтоб не ржали, не выдали. Ловка Лукерья, везде у ней свой люд, вот и по коням она со стрелецким сыном Фомой сговорилась.
    Как же ловко все получилось! Ни половица не скрипнула, ни конь не заржал… Тихой мышкой шмыгнула царевна в возок. Ах, и припустили кони по снежку, только пыль снежная поземкой за санями!
    Чудо, истинное чудо. Видать, сама судьба ведет царевну ночною дорогою ….
    За два часа домчали.
  12. irina_wald Зажигалка

    Ой, "до полуночи"
  13. Анна Сергевна Коктейль Молотова

    Да, я тоже очень люблю Забелина, но всё равно не представляю как кельи можно загородить досками. Может кинете отрывок из Забелина - для моего личного развития? :)
  14. irina_wald Зажигалка

    " В 1572 г. мая 31 царь Иван Васильевич, приехав с царевичами и царицею Анною (Колтовских) в Новгород, остановился на ночлег в монастыре у Спаса на Хутыне. Он въехал в монастырь часа за три пред заходом солнца, и после обычных церковных встреч обедал там в игуменской келье, в вышке, со всем своим двором, с Новгород, владыкою и со всею монастырскою братьею. Царица приехала в монастырь в первом часу ночи (после солнечного заката). Для ее двора было занято 8 особых келий, "стоять княгиням и боярыням"; кельи были на этот случай загорожены с монастыря досками"
    Анна Сергевна нравится это.
  15. Atlas Генератор антиматерии

    Коридор досками перегородили и все...
  16. fiatik Генератор антиматерии

    тока не сочти за троллинг
    ахм... предполагаю, что до названия главы "Кеждей" валит как раз кусок синопсиса начала
    бо канцеляризмус первыми предложениями... изначально предположил, что сие - историческая хроника, не художественная
    имхо

    дальше по тексту выделяю то, что царапнуло
    имхо!
    если дальше тискать - так тока по слёзной просьбе автора
  17. irina_wald Зажигалка

    Погост [от др.-рус. погостити — побывать в гостях; первоначальное значение П. — постоялый двор, на котором временно останавливались князь и духовные лица, а также купцы (гости)], 1) сельская община и её центр в Русском государстве 11—18 вв. Постепенно П. стали называться административно-территориальные единицы, состоявшие из многих селений, и их центры. С распространением на Руси христианства в П. строились церкви, близ которых находились кладбища.

    Погост - кладбище, чаще всего сельское. В этом значении слово "П." в 19 — начале 20 вв. получило распространение в устном народном творчестве и художественной литературе.
  18. irina_wald Зажигалка

    Слезно просить не могу, со слезами всю жизнь напряг, но если вам не в тягость, то рада буду: тискайте.

Поделиться этой страницей