Анатомический театр №4

Тема в разделе 'Рецензии, критика, обзоры ЗЧ 2012', создана пользователем Gorhur, 13 фев 2013.

  1. Gorhur Динамитная шашка

    А всё-таки подарки были, да. Пришла вчера прелестная коллега, принесла шикарный мозг. Ну и спирт, конечно. Сказала - мол, чтобы хранился долго. Но мы же оба с ней знаем, что формалин куда лучше подходит. Им и залили, а спирт... спирт тоже пригодился, да.
    Рабочее утро долго не хотело начинаться. Но в конце концов, я всё же пришёл на работу.
    Первый взгляд на новый образец заставил меня закрыть глаза, постоять так немного, и только после этого посмотреть на то, что было укрыто простынёй, снова.
    Я всерьёз подозревал, что зрение может меня подводить. Но нет, зря я на него поклёп возводил. Образец и в самом деле был странным. Возникало впечатление, словно это Буратино, только не обструганный, с торчащими в разные стороны щепками, веточками, и прочими лишними деталями.
    Мне стало любопытно, и я стянул простыню. Ну, Буратино не Буратино, а что-то схожее было. Деревянный образец поражал обилием отростков и обломанных сучков. На одном из них болталась бирка с именем: "Послание с того света". Кое-где виднелись ошмётки коры.
    И за что мне такое с утра?..
    Но работа есть работа, так что я решительно прогнал зарождавшуюся во мне досаду: нам, патологоанатомам, надо сохранять спокойствие. Как знать, может, внутри этот образец прекрасен?

    Взяв миниатюрную болгарку, я приступил к вскрытию.
    Древесина попалась на редкость твёрдая, а сучковатость затрудняла вскрытие ещё больше. Пила обиженно визжала. Порой я не выдерживал, и откладывал инструмент в сторону, давая отдохнуть и себе, и ему. Затем возобновлял вскрытие с того же места, на котором остановился. Давал диску раскрутиться, как следует, и брал трудное место с разгона. Помогало.
    А под самый конец вскрытия, уже привыкнув к неуступчивому характеру образца, ни в какую не желавшему вести себя, подобно его благовоспитанным собратьям, я вдруг чуть не упал. Пила попала на трухлявую древесину - вот уж неожиданность! - и я, давивший на инструмент с немалой силой, едва удержался на ногах. Ещё немного, и собственное усилие заставило бы меня растянуться поперёк стола.
    Я вытер пот, и с облегчением отложил болгарку в сторону. Можно было переходить к изучению образца.

    Что я могу сказать, уважаемый демиург. Вы, должно быть, уже поняли, почему моей болгарке так трудно пришлось. Верно, всё из-за этого вот "ме-ме-ме", которым пропитаны диалоги. Такое изображение горя и отчаяния мало того, что смотрится совершенно нестественно, так ещё и безумно затрудняет чтение. По этой части у вас полный провал. Бабка тоже говорит странно.
    Там, где идёт авторский текст, перлов тоже хватает. Все их приводить не буду, перечислю некоторые, для примера.
    - впиваться можно в то, во что можно вонзить, так скажем, те же пальцы или зубы. Если у вас получится вонзить палец в волос, я признаю, что был не прав.
    - Ван Гог в восхищении.
    - дело было в Оймяконе? В противном случае я глубоко сомневаюсь, что слёзы способны замерзать, едва показавшись на глазах живого человека. Да и в Оймяконе - тоже сомневаюсь.
    - без комментариев.
    - бедная женщина. Это же больно.
    - ага, а что она делала до появления этого желания? Смеялась?
    - ы-ы-ы! А там не было, случаем, ещё и рисунков картинок?
    - каждый день узнаю что-нибудь новое о русском языке и физиологии тех, кто им пользуется.
    - сумрак серый. Между днём и ночью. Между светом и темнотой. Могут быть чёрно-белые тени в сумраке, это да.
    Ну и так далее. Перлов гораздо больше, но перечислять их все не стану.

    Теперь по идее и сюжету.
    С идеей понятно. Демиург не стал особенно заморачиваться, и обратился к давно всем известной теме возвращения умерших, путешествий в загробный мир, и всем, что с этим может быть связано. Я не вижу в этом ничего плохого - любую идею можно красиво раскрыть с неожиданной стороны, при помощи свежего подхода, необычных героев, и так далее.
    Мои претензии к тому, как была реализована идея.
    Сюжет прямой, как шпала, и такой же деревянный. Некая женщина балуется спиритизмом, при этом, как я понял, обманывает то ли духов, то ли клиентов, то ли всех сразу, и поэтому сын убивает сам себя. Мать идёт за помощью к бабушке, тоже колдунье, и отправляется в загробный мир за душой ребёнка. А в конце концов оказывается, что всё это сон.
    Последний поворот - про сон - ещё давным-давно заклеймили позором многие маститые писатели. Потому как это обман читателя. Он читает, переживает за героев, желает им удачи, а в конце ему говорят: ты напрасно мучился. Всё понарошку. Читатель обескуражен, обижен, и уходит.
    Кроме того, такие вот "соскоки в реальность" на самом интересном месте говорят только об одном: автор не знал, как ему закончить рассказ. Не знал, что дальше делать с героями.
    Но и такой сюжет, даже с такой концовкой, можно было спасти грамотной реализацией. Интересными, живыми героями, хорошим языком. Ничего из этого нет и в помине.
    Демиург, вы всерьёз думаете, что убитая горем мать будет сидеть на полу, и кричать: "Это мой сын!"? Нет, вы серьёзно так думаете? Если да, то прекращайте. И прежде чем пытаться описать героя, переживающего сильные эмоции (да и вообще героя в любой ситуации), представьте себе его. Представьте обстоятельства, в которые он попал. Примерьте всё на себя - с поправкой на те черты характера, которыми вы наделяете героя. И только тогда пишите. И не ленитесь перечитывать вслух то, что написали в порыве вдохновения.
    До тех пор, пока вы не начнёте так делать, будет выходить полная ерунда. Эти "бе-бе-бе" жутко смотрятся. Если бы не долг патологоанатома, бросил бы продираться через них после второго их появления в тексте.

    Бабушка выглядит лучше матери, но не намного. В основном, благодаря тому, что не заикается. Но и её образ вы не продумали, как следовало, ограничившись созданием картонки.

    Увы, демиург. Единственное, что мне показалось интересным в рассказе, что я счёл удачной придумкой - выцветание героини по мере пребывания в загробном мире, и отсутствие у неё способности извлечь из себя хоть единый звук, который будет слышен в округе.
    В остальном - безмерно сыро.
    Удачи!
    Кукуев, fiatik, Знак и 3 другим нравится это.
  2. Ластег Динамитная шашка

    Название-е-е-е-е!!!
  3. Gorhur Динамитная шашка

    Внедрил. Спасибо за напоминание. Вот ведь праздник окаянный.
  4. Gorhur Динамитная шашка

    Сменив болгарку на скальпель с надеждой, что пила более не понадобится, подхожу к следующему образцу. Снова странные очертания. Но - мягкие, округлые. Контуры тела словно бы чуть плывут. Интересно.
    Откидываю простыню. Да, объёмный образец, с какой стороны ни посмотри. И лицо - вроде бы мальчишеское, но то и дело сквозь эти черты проглядывают иные, делая облик паренька взрослее и... женственнее, что ли?
    Я заинтригован. Приступим, господин мой "Репетитор".

    Скальпель идёт легко. Спасибо демиургу - похоже, поработал над языком, как следует. На всякий случай проверяю. Ну да, так и есть, язык у образца годный. Ровный, проработанный. Разве что в тех местах, за которые мальчишеская часть образца отвечает, кажется более взрослым, чем следовало бы, на мой взгляд.

    Что же, перейдём к более интересным вопросам.
    Идея, которую демиург отрабатывал через образец, понятна. Сосуществование в одном теле двух личностей, их конфликт или взаимопроникновение. Тема благодатная, что и говорить. Тут столько всего наворотить можно. И демиург постарался.
    Понравилось, как обоснована сама ситуация "два в одном": это интересно, что клоны не появляются из камеры через час после старта программы, взрослые и готовые к полностью самостоятельной жизни. Что-то новое. Ход с пятимесячным перерывом и последующим взрослением в теле пятилетней девочки говорит о том, что демиург думал о деталях. И искал им место в мозаике своего мира. Похвально.
    Правда, для полноты картины не помешало бы обосновать, почему клоны - дети. Почему нет возможности сразу вырастить взрослое тело, готовое приносить пользу обществу на все сто процентов. Ведь риск же: взрослая, состоявшаяся личность, оказывается в теле маленького ребёнка. Личности приходится ограничивать себя во многом ради правильного развития нового тела. Это психологически тяжело - обойтись без любимых вредных привычек, изменить распорядок дня, и так далее. Чувствовать себя взрослым, но знать, что ты вынужден вести себя в рамках, подходящих для ребёнка.
    Такое раздвоение грозит душевным срывом. Так что да, сей финальный финт ушами требует обоснования. Если получится обосновать логично и правдоподобно - честь и хвала, будет здорово. Если нет - лучше бы убрать это, во избежание вопросов.
    Ещё один вопрос, на который и сам демиург не знает ответа, о чём и заявил устами героини: почему лунные месяцы?
    Нет, я не против. Но хочу понять, что это даёт сюжету. На мой взгляд, ничего. Никакого влияния на ход событий. Так стоило ли вводить деталь, которая болтается в образце сама по себе?
    Позволю себе аналогию из мира автомобилей. Есть там такое понятие - неподрессоренные массы. Это колёса и всё, что крепится непосредственно к ним. И есть такая штука, как вибрация неподрессоренных масс. Проявляется, если доля этих самых масс в общей массе автомобиля оказалась выше позволимого уровня. Конструкторы стараются снижать долю неподрессоренных масс. Тогда автомобиль лучше управляется, у него лучше динамика, да и плавность хода тоже возрастает.
    Так вот, детали, болтающиеся в организме образца без привязки к чему либо - те самые неподрессоренные массы. Только мешают. Тут или делать отсчёт по Луне играющим, или убирать без сожаления. "Для красоты" здесь не играет. Для красоты может быть описание пейзажа, да и то лучше пришить его к настроению героя, или ещё чему-либо.
    Ещё лишней показалась сцена с тараном "леталок". Характер Финика не позволяет ему так поступить. Это - серый кардинал, как вы и сами его описываете. И поведение его тоже укладывается в рамки "руки за сценой". Подвиг Гастелло - не для него.
    И в целом сцена, на мой взгляд, не нужна. Я понимаю, зачем она - демиург хотел показать конец совместного пути Вовки и полицейской. То, как он изменился. Но вы перегнули палку. Прыжки из "леталки" в леталку, драка в воздухе, ответный таран. Демиург, уважаемый, "Звёздные войны" вашему рассказу не нужны. Ваш рассказ - о событиях внутренних, а внешние служат лишь фоном. А в финале - то есть, в том месте, которое запоминается больше всего - вы делаете резкий перекос на внешние события. Зря.
    Да, преображение Вовки надо подчеркнуть. Но для этого хватит простого словесного отпора на земле. Готовности защищать своё. Парочку подловили старшеклассники, где-то в отдалении маячит Финик. Но Вовка не втягивает голову в плечи, не улыбается жалко, как раньше, а принимает стойку, Ирку отодвигает за спину, и деловито спрашивает: "Кто первый? Или все скопом только можете?". И всё, этого хватит. Без дальнейших соплей на тему поцелуя в мокрую щёку и прочего. И так всё понятно, чем дело закончится.
    И впечатление произведёт куда лучшее.
    Вот то, что мне показалось неправильным в строении скелета образца.

    Что касается героев, то, как я уже говорил, стиль мышления Вовки показался неровным. Порой вроде да, мальчишеский стиль, довольно простой язык. А порой маска расползается, и через прорехи виден демиург. И дело не в богатом словарном запасе, а в том, как Вовка выражается. Словно за плечами - богатый жизненный опыт. Явно больший, чем у шестнадцатилетнего юнца, обуреваемого проблемами со сверстниками, бурей гормонов в период полового созревания, и тоской по девушкам.
    Тут надо бы ещё перечитать да доработать. Вспомнить, каково самому приходилось (самой), спроецировать на героя. На самом деле, не так много доработок нужно, но всё же потребность есть.
    И ещё.
    Вы неплохо показали движение двух личностей навстречу друг другу. Очень неплохо. Но, может, стоило бы поярче подчеркнуть концевые точки? "Пересидеть бы пять месяцев, а там трава не расти!" - их общая начальная позиция с нюансами. Общим нежеланием проникаться заботами друг друга. И конечная позиция - "Чёрт побери, а он (она) - хороший человек!". Я упрощаю, конечно, но вы же понимаете, о чём я. И не надо показывать мне на их общие слёзы. Как раз это я считаю пересолом вместе со "Звёздными войнами". Тут надо тоньше. Например, в конце они начали телепатически беседовать друг с другом. То, чего и близко не было в начале. И закончить на её словах: "Давай дружить!". Очень подходит и по эмоциональному уровню, и по стилю общения - проникаясь заботами Вовки, героиня и сама немного впала в детство.
    Само собой, это мысли экспромтом. Я не претендую на то, что они исключительно удачны. Это - для примера. Чтобы вы спросили себя: "А что ещё я могу сделать для рассказа?", - и сами ответили на этот вопрос.

    Спасибо за образец. В моём списке опусов группы, которые я изучил с интересом и удовольствием, после которых появилось желание подумать, поделиться мыслями с демиургом, прибавился ещё один пункт.
    Удачи вам!

    Подвожу итоги вскрытия.
    Рассказ интересный.
    Кукуев, fiatik, Джинн и 2 другим нравится это.
  5. Джинн Генератор антиматерии

    Вот чем мне анатомические рецки нравятся, так это тем, что они хорошие:)
    Хрустальный Феникс, Gorhur и Знак нравится это.
  6. Знак Админ

    )) Это же Патологоанатом.
    Gorhur нравится это.
  7. Chukcha Генератор антиматерии

    Однако, намек на то, что воскресить некоторых уже не удастся...
    :)
    Хрустальный Феникс нравится это.
  8. Gorhur Динамитная шашка

    А некоторых и не надо. Им нужна реинкарнация.
    Хрустальный Феникс и Chukcha нравится это.
  9. Хрустальный Феникс Генератор антиматерии

    А некоторым будет достаточно и погребения.
    Chukcha нравится это.
  10. Gorhur Динамитная шашка

    А всё-таки выходные - это здорово! Вот и коллега моя прекрасная с этим согласна. Надо, надо порой выбираться из анатомички. На живых посмотреть, да не прикидывая, где лучше всего первый разрез сделать, а так, просто.
    Вот вчера и был этот самый выходной. Проветрился, на солнышке погрелся. Весна, весна идёт. Главное, чтоб не заплутала по дороге. А то я её знаю. Дело молодое, конечно. То туда позовут, то здесь задержаться захочется, а мы жди, переживай. А терпение-то то после долгой зимы на исходе уже.
    Зима... тоже, кстати, мне нравится. Когда без слякоти этой противной. Но это нам хорошо рассуждать, жителям больших городов. Всё под рукой: и продукты, и услуги, и развлечения. А тем, кто в отрыве от цивилизации, не до жиру. Им бы до весны дотянуть на запасах.
    С этими мыслями я и вошёл в анатомичку сегодня утром. Переоделся, и отправился к образцам. Хорошо, что у санитара моего приступ любви к порядку поутих - снова можно оставлять скальпель в образце, готовом к вскрытию. "Смертельный свет змеи"
    Кстати, помнится, что-то с трудом он втыкался позавчера, перед моим уходом с работы. Я откидываю простыню - ага, теперь понятно. Образец тощ, как мартовский кот, за важностью амурных дел забывший про еду. Интересно, что же это с ним такое произошло? Сейчас узнаем.

    Что я могу сказать, уважаемый демиург? Вскрытие шло вполне себе нормально, скальпель цеплялся за несуразности не так уж и часто. Отдельно отмечу язык вашего образца - годный, вполне себе годный. Есть, правда, замечания Приведу несколько примеров.

    - всякие ножи, дубинки компактные, и прочие тайны хранятся за голенищем, и достают их из-за голенища. А в самом голенище ничего торчать не может.

    - это чтобы каждый читатель точно понял, что зубов у волкана не счесть, и он все их показал, разинув пасть на максимум своих возможностей? Если ощерился, то уже понятно, что зубы торчат. Ощериться и оскалиться - синонимы, вообще-то. Разве что у "ощериться", может, чуть более негативный окрас. И кстати, чем ещё можно ощериться, если не зубами? В общем, у вас тут масло масленое в кубе.

    - дымящейся чем? Если нет указания на трубы, то получается, что пока Агей охотился, деревеньку сожгли дотла гады-вороги.

    - это блеск! Пусть сторож законсервированного объекта смажет Власу сочленения маслицем, а то жалко Железного дровосека. Это не говоря о том, что вы изобрели новое слово, демиург.

    Ы-ы-ы! Фрол красавец! Да и Агей тоже.
    - Как там солнце? - спросил дядя, смотря на светило, стоявшее в зените.
    - Взошло, - ответствовал племянник.
    Примерно так, ага. Отлично поговорили.

    Есть там и ещё забавные места. Надеюсь, сами найдёте, коли вдумчиво образец свой рассмотрите заново. А мы перейдём к другим вещам.
    Образец ваш снова поведал мне о постапокалиптичном мире. Что ж, пусть. Тема нынче модная, понимаю. Но, автор, действие радиации надо изучать лучше.
    У вас в округе волканы да зубрелы бродят. Мутанты. Зубрелы, надо полагать - жвачные животные. То есть, те, кто, при наличии еды, будет держаться привычных мест обитания. Отсюда следует, что окрестности деревеньки Агея - их пастбища. Раз зубрелы здесь живут, то когда-то в этих местах радиационный фон был будь здоров, если уж мутация случилась.
    А что у нас радиацию в первую очередь в себя вбирает? Верно, ягоды. И грибы ещё. Из земли тянут. Но жители деревни ягоды жрут без проблем. И из ручьёв воду пьют. И это в местности, где отцы-учёные каждую добычу дозиметром проверяют. То есть, животные могут фонить, а ягоды - чистые. Такого быть не может, уважаемый демиург. Проблемы начинаются с растений.
    И змеи у вас - радиоактивные, в отличие от прочей живности. Почему же именно змеям так повезло, скажите? Зубрелы и волканы - жри, не хочу, а змеи - фонят. Как обосновать такую избирательность?
    Опять же, почему, кроме этих мутантов, другие звери остались прежними? Змеи, хоть и фонят, а с одной головой. Зайцы, медведи - тоже прежние.
    В общем, к логике мира образца у меня серьёзные вопросы, уважаемый демиург.
    Едем дальше.
    Что же это за свирепый хищник волкан, у которого шеи под тяжестью голов опускаются? Хиловатый зверёк выходит. И ещё. Медлительный и неповоротливый зверь в лесу не выживет, и даже стаей никого не загонит. Потому, что стадо от таких тумбочек убежит. Хищник может не уметь бегать быстро на большие расстояния, но уж мгновенный рывок с места, проворство, и скорость на коротких отрезках - это ключевые качества, без которых не выжить. Не верю я вам по части описания волканов, демиург.
    Дальше.
    Муха как пример упорства и верности - это сильно. Кому же, или чему она верность хранила, демиург? Да и упорства в её поведении тоже маловато. Именно упорства. Бессмысленного упрямства - да. Но такой пример зовёт разве что биться лбом в стену. Это вы, демиург, маху дали с мухой.
    Дальше.
    Как интересно выходит. Ганка с Агеем если мясо змеи вдвоём. Да, жена съела большую часть. Но в итоге она за несколько дней сошла в могилу, а охотнику - хоть бы что. Это как, демиург? Где логика? Если в змее была такая доза, то умереть должны были бы оба, просто Агей - чуть позже.
    Снова у вас с матчастью и логикой нелады.
    Дальше.
    Интересно Агей Власа опознаёт. По приметам. Тулуп с заплатой на боку, походка. А по лицу нет, не судьба была признать? Ведь раз Влас обернулся, значит, мимо Агея прошёл. Значит, Агей его в лицо видел, сидя в кустах. Забавно.
    Дальше.
    Деревня выгнала учёных. Хлебнули лиха, да. Но зимой всегда тяжко, это ещё в начале рассказ говорилось. И что, думаете, Агея с сыном вот так сразу за спасителей приняли бы, когда они объявили о том, что Тошка может чуять радиацию? Что-то сомневаюсь я. Люди, изгнавшие кого-то, а затем столкнувшиеся с трудностями, склонны винить кого угодно, только не себя. Да тех же учёных - чего не научили всех, как заразы избегать?! Ах, они, толстопузые, ушли и секреты с собой унесли! А тут ещё один явился. Сначала на бунт поднимал, а теперь сам за учёных! Не иначе, их прихвостнем стал, заодно теперь с рясоносами! На кол его!
    Так что не уверен я насчёт благополучной судьбы для Агея и сына. Правда, вы, демиург и не сказали этого, оставили концовку открытой. Так что выше - не претензии, а размышления скорее.

    Подводим итоги.
    Демиург вы, видно, ещё не очень опытный. Идеи есть, сюжеты тоже. А вот внимания к деталям ещё нет. И если уж берётесь за серьёзные темы, то матчасть надо изучать, как следует.
    Сырой с точки зрения логики и мира рассказ. Нужно серьёзно доводить до ума. Пока что нездорово.
    Удачи.
    fiatik, fannni, Джинн и еще 1-му нравится это.
  11. Джинн Генератор антиматерии

    Паталогоанатом опять забыл бирку повесить.
    Chukcha нравится это.
  12. Знак Админ

    К Модератору стучимся если что. Я днём на форуме лишь по счастливому совпадению бываю.
    Gorhur нравится это.
  13. Gorhur Динамитная шашка

    Yes, sir! Thank you, sir! Be well, sir!
  14. Знак Админ

    )) да чёто сегодня увлёкся нахождением, ухожу, ухожу. ))
  15. Gorhur Динамитная шашка

    А вас, Штирлиц, я попрошу остаться.
  16. Gorhur Динамитная шашка

    Сижу, смотрю, как народ в бассейне плещется. Сам уже наплавался, отдыхаю. В воде - мельтешение. Ну прямо час пик на дорожках. Брызгаются, суетятся. Одни хотят плавать быстро, обгоняют медленных. Медленные величаво гребут, не обращая внимания на движение слева. Кто-то заколебался плыть в пробке, обходит по дну.
    А на отдельной дорожке резвятся дети. Что там творится, описывать бесполезно. Это надо видеть.
    Ладно, смотреть на воду, и на то, как другие над собой работают, можно долго. А меня образцы ждут. Встаю, и иду одеваться.
    Вернувшись в анатомичку, подхожу к следующему столу. А там - что-то непонятное. Под простынёй словно бы корыто. Стягиваю её - и точно. Классическая такая лоханка, почти до краёв заполненная водой. На ручке болтается бирка: "Океан душ". А внутри... внутри что-то происходит.
    И что, вот это мне надо вскрывать? А как? В институте такому не учили.
    Стою, озадаченный, чешу в затылке. Скальпелем тут... да уж...
    Со вздохом откладываю любимый инструмент, иду, и беру ложку. Ну да, обычную столовую ложку. Буду ей помешивать. Авось, и выяснится чего-нибудь.

    Что же, уважаемый демиург. Задумка у вашего образца интересная, да. Океан, переваривающий души, и из этого супа составляющий новые. Рай, о котором мечтают, достижим, только если потерять себя, заглотив иные души. Много душ. Бог, которому дорога в этот рай почему-то закрыта.
    Много всего наворочено, но...
    Но, знаете, слишком уж часто у меня, когда я помешивал ваш образец ложкой, возникал вопрос: "Почему?". Почему это именно так? Как это обосновано? Я понимаю, тема загробного мира тем и удобна, что можно напридумывать всё, что угодно. Проверить-то некому. Однако, не хватает стройности вашему образцу.
    Души на берегу океана, как вы говорите, бесплотны. Что не мешает им вытирать руки о бёдра, хватать пальцами тараканов-переростков, и так далее. Это как? Ричард взял да вытащил Алю на берег - как? Почему души героев, обретя целостность, не отправились на перерождение на Землю? Почему задержались на берегу? Так бог захотел, чтобы добраться до Рая, созданного мечтами людей? А другие "ангелы"? Они были куда ближе к вершине Рая до того, как герои начали восхождение. Почему бог не захотел использовать их?
    Почему на вершине Аля взорвалась? Почему это вдруг уничтожило Рай?
    Очень много "почему", "как", и "вдруг". И загробный мир получается каким-то чёрным ящиком. В нём может оказаться что угодно, просто потому, что вам того захотелось.
    Можно сказать, что таков, мол, замысел демиурга. Он-де хотел показать инаковость загробного мира. То, что обычные законы к нему неприменимы. Великолепное желание, я только "за". Но, видите ли, в чём дело. Мы, читатели - люди. И мы с удовольствием примем инаковость, если она имеет обоснование. Такое, которое мы в силах осмыслить. Другие законы? Чудесно. Но эти законы должны быть, им не стоит уступать место "почему" и "вдруг". Иначе может случиться так, что читатель почему-то вдруг отбросит в сторону ваш образец, и забудет о нём думать.

    Подводя итоги.
    Мне понравилась идея. Интересная, и из неё можно много чего извлечь. Но для этого мира нужна система мер и весов. Иначе все произведения о нём останутся этаким красивым, блестящим муляжом замечательной игрушки. Скажем, танка. Стеклянным, замечу, муляжом. Им можно любоваться, крутить в руках. Но поиграть по-настоящему, погонять по полу, повертеть башней, и так далее - не выйдет. А если, не дай бог, попытаться во что бы то ни стало посмотреть, как он устроен, что у него внутри, то муляж рассыпется, и поминай, как звали.
    На мой взгляд, это не дело. Но это мой взгляд, не более того.
    Удачи вам, уважаемый демиург!
  17. Джинн Генератор антиматерии

    Надо будет присмотреться к рассказу.
  18. Gorhur Динамитная шашка

    Мой санитар меня поражает. Когда он любит порядок, у него даже тараканы ходят строем, а первый из них размахивает пропуском. Но когда приступ проходит... я не буду описывать вам всё в деталях. Скажу проще: анатомичка капитулирует перед врагом окончательно и бесповоротно. До тех пор, пока я не берусь за уборку. После этого мусор на время отступает на исходные позиции, чтобы зализать раны и накопить силы для новой атаки.
    К чему это я, спросите вы? Да всё к тому же, к новому образцу, лежащему передо мной на столе. Стянув простыню, я увидел перед собой кучу мусора. Но не простую, а... нет, и не золотую тоже. Куча эта была единым организмом. Скажете, Дарвин о таком не писал? Куче на это наплевать, поверьте мне. Она жила и здравствовала. Что же, подумал я, будем вскрывать. Взял два ватных тампона, ароматизировал их спиртом, и, засунув в ноздри, принялся за работу по изучению образца под названием "Гарбология навсегда!".

    Знаете, вкусно... нет-нет, вы меня не так поняли. Это я образно выражаясь. Главное в изучении этого образца - продраться через его шкуру, так сказать, через самое начало исследования. Потому как начало это - так себе. Серенькое. Словно бы демиург начал создавать образец спросонья, и поначалу получалось у него так себе. Я было даже заскучал и пригорюнился, ожидая, что придётся писать отчёт по брату-близнецу "Космической были". Но нет, демиург наглядно показал, что и погремушки могут быть разного сорта и блеска.
    Знаете, чем-то мне эта ироническая вещица напомнила фантастов прошлых десятилетий. Тех, кто не гнушался наделять свои образцы хорошим юмором и финалом. Чем-то Каттнеровским повеяло немного. Могу ошибаться, конечно, но вот создалось такое впечатление.
    Конечно, можно над языком образца ещё поработать. В первую очередь, над его выразительностью в начале. Есть и мелкие заусенцы. Вот, скажем, "бесперспективный для колонизации" - с этим предлогом не очень звучит. Тут уместнее было бы "с точки зрения".
    Когда вскрытие быстро закончилось, я было задумался, глядя на кучку мусора: не слишком ли она мала? Может, стоило демиургу сделать её больше, добавить красочных деталей? Но по зрелом размышлении решил, что не надо. Лишнее это. Компактная куча лучше всего отвечает задачам, которые поставил перед ней демиург: позабавить читателя, не дав ему устать от объёма этой иронической кучи. А может, кое-кто и задумается теперь перед тем, как бросить бычок себе под ноги, не дойдя пары шагов до урны.
    В общем, если бы была отдельная номинация на конкурсе - "Юмор", то "Гарбология навсегда" на ней не потерялась бы, это точно. А так в рамках "Золотой чаши" перспективы неясны. Создано хорошо, но будет ли народ награждать такой маленький образец высокими баллами - не факт.
    Демиургу "Космической были " на заметку: погремушки можно создавать по-разному. Можно, как вы - ни о чём, в общем-то. А можно, как ваш коллега - со смыслом. А когда есть смысл, то и образец смотрится по-иному, на ту же погремушку не очень-то и походя.
    Демиург "Гарбологии", моё вам спасибо. Развлекли патологоанатома, по-доброму развлекли. Давно я не улыбался вот так - открыто, без привычного нам цинизма. Отшлифуйте вашу кучу, и будет совсем хорошо.
    Удачи!
  19. Gorhur Динамитная шашка

    Сегодня утром я ждал автобуса на остановке. Долго ждал. Уже даже стал думать, не пойти ли пешком? В конце концов, до родной анатомички было не так уж далеко. Но погода... погода шептала: "Займи и выпей!". И ещё что-то про собаку, счастливую оттого, что у неё замечательный, заботливый хозяин. С другой стороны, погода ведь не становилась лучше, пока я стоял и ждал автобуса? Совсем нет. Значит, нет разницы, стоять или идти - всё равно будет противно. Зато цель будет приближаться. Но вдруг, стоит мне удалиться от остановки, подойдёт мой автобус? Как раз тогда, когда я уже миную точку невозврата, и не смогу добежать до него.
    А потом подошёл автобус, и я поехал, продолжая думать: вот если бы не ждал автобус вообще, а сразу пошёл бы пешком, был бы я уже в анатомичке, или ещё нет? Обогнал бы себя нынешнего, едущего в тёплом автобусе? Какое будущее более вероятно?
    По грубым расчётам, мог бы обогнать. Минут на пять, не больше, но мог бы. Если, конечно, меня ничто не задержало бы в пути. С другой стороны, и автобус тоже может задержаться...
    Так и не придя ни к какому конкретному выводу, я вышел на своей остановке, и через десять минут, проведённых с чашкой крепкого чая уже входил в залу, готовый к работе с оставшимися образцами.
    Тот, что был ближе всего ко мне, озадачил непривычной для образца суетливостью. Нет, поймите меня правильно, я вовсе не против жизни как таковой и всех её проявлений. Но на моём столе? Экий шустрый попался! Как там его звать? Я перевернул бирку: "Там, за горизонтом...". Ага, всё понятно. Путешественник. Все они такие. Егозы - не могут посидеть на месте спокойно, неймётся им. Что ж, посмотрим, что ты за птица, решил я, и снял простыню.

    То, что демиург образца опытен, я понял сразу. По языку, да-да. Видно, что работать с ним и над ним демиург умеет. Да и не только над ним. Мозги и скелет образца он тоже старался, продумывал. С мышцами вот, которые называются героями, не везде всё гладко. Впрочем, по порядку.
    Как я только что сказал, язык образца мне в целом понравился. И всё же есть заусенцы, да-да, есть. Вот скажем, с чего бы это пуле вжикать, просто летя по воздуху? Понимаю, если бы был рикошет, тогда да. А так она может разве что просвистеть мимо. Казалось бы, велика ли разница? Да, нюанс, оттенок, а впечатление всё же не то.
    Равно как и от фразы "Рвал я с облегчением". Как ни крути, уважаемый демиург, а чаще всё же кого-то рвёт, чем он сам. А если уж так хочется подчеркнуть инициативность автора процесса, то говорят, что он заставил себя вырвать. Но опять же - "заставил себя". И далее - "меня рвало", или "его рвало". Как Штирлица в известном анекдоте с картой Родины. Тут вы языку медвежью услугу оказали, демиург.
    Далее заметил я у образца временной сбой в языке. Вот в этом месте:
    Повествование шло и шло себе в прошлом, а потом в авторской речи язык образца сбился на настоящее, но быстро исправился. И всё же скачок есть. Несколько коряво смотрится это место, на мой взгляд.
    - хмм.. либо выстрелы не достигли цели, либо пули не попали в цель, либо пули, коли уж так хочется, не настигли цель. Но третий вариант всё равно смотрится коряво. Не говоря уж о вашем, изначальном. Тут изобретение велосипеда не привело к хорошим результатам.
    А ещё озадачил выпускник, который пожарного называет пожарником. Досадно, досадно.
    - вот как ни крути, а "в глазах лишь мелькнуло" коряво смотрится, уважаемый демиург. Тут надо по-другому описывать.

    Ладно, теперь к другим составляющим образца перейдём.
    Возьмём такой орган, как логику. Он, кстати, тесно связан с мышцами-героями. Их тоже рассмотрим заодно.

    Вот знаете, я охотно верю в отличную подготовку Пени. Но всё же... Вбегает Виктор из будущего. Студенты, хоть и удивлены, но не встревожены. Ещё сидят на своих местах, ведь звонок только прозвенел. Он добегает до середины аудитории. И только после этого достаёт кольт и стреляет. Да, Виктор не подготовлен к стрельбе, он человек мирный. Но у нападающего всегда преимущество в доли секунды, которые требуются защищающемуся на то, чтобы оценить обстановку и ответить. А потому мне не очень верится в то, что Пени, сидя пусть даже на первой парте, успела выскочить и ударить ногой по руке.
    А если всё же успела, то где описано то, как Виктор подхватил выбитый кольт. От акцентированного удара отличницы боевой подготовки оружие должно было далеко улететь. А эта самая отличница должна была скрутить террориста, доведя дело до конца. Однако же Виктор просто развернулся и выбежал, а затем продолжил стрельбу. А Пени после бегства сочла, что это самое лучшее время, чтобы целоваться с парнем. Что же она за отличница боевой подготовки такая, что врага упустила? Рефлексы на месте, а где мозг?

    Дальше идёт кусок образца, который описывает страдания и размышления Виктора из настоящего в коротком перерыве между двумя атаками. Ну, уважаемый демиург, не верю.
    Для начала, не верю в то, что после нападения Виктор из настоящего думал, куда бы ему сблевать, и решил, что в окно, дабы паркет не испортить. После такого стресса Виктору, думаю, было бы сугубо фиолетово, куда блевать. И тени мысли не промелькнуло бы. Сблевал бы, где стоял. А после второго выстрела, раз уж кишечник расслабился, ещё и обделался бы.

    Затем, я не верю, что Виктор начал прямо на месте, вися тряпочкой на подоконнике, анализировать, садист ли он сам, или нет. И почему двойник стрелял в голову, хотя должен был в ноги. Не до того ему, знаете ли. Тут бы шкуру спасти, а размышления будут потом, если останется такая возможность. Снова не верю.
    Затем. Виктор "продолжал играть роль отважного беглеца". Да ну? То есть, на публику играл, да? А сам в серьёзность намерений двойника, получается, уже не верил? Непонятно. Почему тогда его рвало и плющило? Одна неудачная фраза, а как сбивает настрой читающего! Кстати, а что же Пени? Двойник бегает по аудитории с пистолетом, но отличница уже не пытается его обезвредить? Причитает рядом с Виктором: "Не лезь по трубе, не лезь по трубе?". Или всё ещё целуется с женихом под гром салюта?
    Далее.
    Как связана хорошая спортивная подготовка Виктора с вероятностью падения водосточной трубы? Особенно после того, как крепления уже начали вырываться. Я не вижу такой связи, а, значит, фраза теряет смысл.
    Далее.
    Надо полагать, санитары дежурили под окнами, ожидая, когда же Виктор свалится. Или же санитары - единственные в Академии, кто способен шустро соображать и не менее шустро действовать. Иначе я не понимаю, что помешало двойнику как следует прицелиться, и добить цель, недвижно валяющуюся под окном. Да, позже Саша отобрала у него кольт. Но когда Виктор перелезал через подоконник, она была рядом - беспокоилась за любимого. Это было написано у неё на лице, как говорит Виктор. Дальше - падение. И у двойника из будущего есть время добить. Но Саша успевает добраться до нападавшего раньше. Странновато.
    Кстати, снова. Самое время для Виктора, лежащего на газоне, размышлять, выглядит ли он героем без медали, и когда закончится охота. Ага. А по-моему, самое время для того, чтобы ползти, подвывая, прочь, не важно, в каком направлении. Не верю.
    Далее.
    Виктор, стало быть, сам себя узнал тут же, едва двойник вбежал в аудиторию. А Саше нужен талисман, чтобы опознать любимого. После финала понимаешь, что Саша хитрила. Винни был нужен, чтобы передать записку в конце. Театральный жест, конечно, но ладно, спишем на страсть к эффектам. А вот Виктора, который повёлся на такое объяснение, я не понимаю. Как это - любимая его не узнает? Он же сам узнал! Непонятно.
    Далее.
    Виктор пытается исполнить эксперимент по-новому. Чтобы уж наверняка прострелить самого себя. Трубу укрепляет, и так далее. А что мешало вовсе не вбегать в аудиторию, а засесть в засаде возле выхода из неё, в коридоре. Подождать, когда студенты выйдут, да снять себя самого, имея время на то, чтобы спокойно прицелиться. И обладая при этом полным преимуществом внезапного нападения. Простейший вариант. Но он Виктору не приходит в голову.
    Затем. Ладно, решил действовать, как раньше. Вот Виктор из прошлого висит на подоконнике. Виктор-нападающий стреляет, и жертва решает лезть наружу. Так почему бы нападавшему не рвануть на улицу, чтобы подкараулить жертву внизу, уже обездвиженную переломом? Это если уж Виктор решил продумывать, как таки преодолеть инвариантность.
    Кто мешал Виктору, выпускнику, продумать такие вот варианты атаки ещё до путешествия в прошлое? Да никто. Я же вот придумал на ходу, а я не учился в Академии, не рассчитывал горизонтов Коши.
    Это, простите, уже не дипломный проект получается, над которым думают, который рассчитывают, а этакая попытка взять крепость наудачу, на авось. Понятно, во время атаки адреналин зашкаливает, и тут нет претензий к нападавшему. Но продумать заранее варианты действий, и пойти иным путём, не тем, что двойник до тебя - почему нет? Что мешает? А ничего. Но герой по-тупому лезет наступать на те же грабли.
    Странно.

    А теперь - о самой идее неизменности будущего через изменение прошлого. Герой говорит: мол, если стащить умирающего из прошлого, то это ничего не изменит. А если стащить гения, чьё изобретение изменило развитие человечества, ещё из колыбели? А если мирный в каком-то времени народ поднять на внезапную войну с соседями? А если...
    Это я к тому, что с идеей об инвариантности будущего можно спорить и спорить. Но да ладно, кто прав, не представляется возможным доказать. Значит, и спорить не стоит. Шансы равны у обеих сторон.

    Подвожу итоги.
    Образец всё же интересен. Но сбои в логике действий героев здорово его сажают. Персонажи из живых людей превращаются в марионетки. Дёрнули за ниточку Пени - она вышибла кольт. Дёрнули снова - не стала скручивать террориста, а занялась ласками с женихом.
    Дёрнули за ниточку Виктора - он начал думать, куда же ему стошнить. Дёрнули снова - лёжа под окном, задумался, герой ли он, и когда же кончится охота. Да вот сейчас и кончится, ты только полежи ещё чуток спокойно!
    И так далее.
    В общем, если доработать образец, то выйдет очень и очень занятная история. Пусть спорная с точки зрения идеи, но это и понятно - мы все знатоки в том, чего доподлинно знать никто не может.
    Пока же в плюсах - идея и сюжет. В минусах - поведение ключевых героев, из-за которого рассказ смотрится кукольным театром.
    И всё же - спасибо, демиург. Я читал и размышлял, а не боролся с текстом и желанием бросить его на фиг.
    Удачи!
  20. Джинн Генератор антиматерии

    *Хватает за рукав пробегающую мимо монструозную личность в белом халате* Дяденька санитар, а дяденька санитар! А спросите у доктор где здесь наст время в авторской речи нашёл?
    *****
    Ну, знаете ли. Может быть, у неё враги каждый день встречаются, по нескольку на дню...

Поделиться этой страницей