Кому нужен дракон?

Тема в разделе 'Тафано', создана пользователем Тафано, 6 июл 2013.

  1. Тафано Атомная бомба

    Кому нужен дракон?

    - Миямото опозорил себя! Господин Танака-сан будет вынужден подать в отставку! Поступок Миямото на банкете ко дню открытия учебного года отвратителен! Позор!

    Администратор господин Сато со всхлипом набирал в тщедушную грудь порцию воздуха и исступленно выплевывал мне в лицо фразу за фразой. Сегодня ученик старших классов Миямото, желая скорейшей и успешной защиты диплома с целью отдать всего себя упорной работе на благо корпорации "Огуни-электроникс", принес господину Танаке, начальнику старших классов, свои новые числа прямо на банкет. Числа вылезли из портфеля Миямото в тот момент , когда жена начальника господина Танаки, господина Симуры, подносила ко рту ложку горячего мисо... Я вздохнул про себя: бедный восторженный мальчик! Я учил Миямото математике не для того, чтобы он защищал - да так неловко! - работы по практической теории чисел, которую в связи с известными событиями давно избегали работодатели, особенно такой корпорации как "Огуни-электроникс".

    - Это ваша вина!

    Я молча соглашался.

    - Позор! И за что только вас здесь держат!?

    Я молча выражал сокрушенное удивление.

    Господина Сато не смущал мой двухметровый рост и медвежья фигура, не смущало то, что он всегда был вынужден смотреть на меня снизу вверх. Он начальник. Такой маленький начальствующий фонтанчик слюней в синем галстуке, похожий на статуэтку цирковой собачки, что на площади фонтанов в Старом Токио.

    - Позор!

    Зовут меня Тоширо. Я преподаю математику в частном пансионе господина Симуры, начальника господина Сато и господина Танаки. Дочь господина Сато замужем за сыном господина Танаки, поэтому неприятности господина Танаки - это неприятности и господина Сато. В свободное от работы время я занимаюсь практической теорией чисел. Ученики часто приходят ко мне домой, и я рассказываю им то немногое, что знаю об удивительном мире живых чисел ― не для дипломов, но для души... Мой маленький сын Хидеёши готовит на всех бутерброды с кабачковой икрой. А держат меня за то, что до сих пор ни один мой ученик не провалил вступительных экзаменов в Университет.

    - Позор!!!

    Фонтанчик начал повторяться и иссяк. Последовала обычная корпоративная нравоучительная лекция о том, какие значительные места в обществе занимают выпускники пансиона господина Симуры и как важно оправдать надежды родителей наших любимых питомцев. От собственных слов господин Сато благожелательно расслабился, и моя улыбка осталась для него незамеченной. А я вспомнил, какое лицо было у жены господина Симуры, когда из портфеля Миямото вылезло четыре салатово-зеленых мышонка с ярко-желтыми пушистыми хвостами - числа из пространства иррациональной размерности.

    Забавные мыши!

    И математика может

    Жизнь порождать.

    ***

    Велосипед, натружено поскрипывая по земляному дну оврага, размеренно влек меня домой. Потертый портфель с банкой кабачковой икры и батоном хлеба покачивался в багажнике. Там же старенький радиоприемник тихонько напевал Джо Дассена. Надо мной, на вершинах склонов, на широких общественных дорогах, отчаянно стояли автобусы, полные возвращавшимися с работы людьми. Еще выше, на дорогих подвесных трассах, непрерывно струилась серо-стальная лента машин. Если бы не моя европейская ирония к начальникам, я, к несчастью, сейчас обязан был быть в одной из этих машин, одинаковый среди одинаковых... Еще выше, срываясь с крыш небоскребов бетона, серого пластика и синеватого металла, спешили одноместные самолеты, белые, с черными и синими полосами. Еще выше парила громада бизнес центра корпорации "Огуни-электроникс" - исполненное офисных окон многозначительное чудовище. Говорят, еще выше есть что-то еще, но у меня нет телевизора, чтобы узнать об этом наверняка.

    Выпускников нашего пансиона ждали офисы на двухсотых этажах, при особом же старании первых - даже подвальные помещения бизнес центра господина Огуни. Для других этажей готовили другие пансионы и их выпускникам никогда не суждено было встретить друг друга, ни в офисе, ни по дороге домой... Ниже колес моего велосипеда - только земляные черви и ржавые самурайские мечи эпохи Эдо бакуфу. Впрочем, насчет последнего я не уверен.

    Передо мной простиралась ввысь иерархия пространства, кропотливо созданная человеческими руками. И иерархия времени, от велосипедов прапрадедов к технологиям летающих городов. И иерархия людей, где каждому отведено его место согласно образованию, таланту и усидчивости. Быть может, вот оно, совершенство человеческого общежития, пространственно-временная стрела счастья, нацеленная в небеса?

    Но мне было мало этого. Мне нужны были мои числа. Думаю, у каждого математика в глубине души живет тайная страсть к чему-то совершенно никчемному, нереальному, но пленяющему своей изысканной красотой.

    Когда (задолго до меня) придумали число "мнимая единица", то поразились, как же до сих пор могли обходиться без нее. Помимо всего прочего, она помогла решить труднейшие задачи небесной механики о движении тел в космическом пространстве, она подчинила себе искривленное пространство-время, сведя задачу к хорошо известному плоскому обыденному миру... Окрыленные таким началом, ученые принялись сооружать многомерные числа, вводя мнимые единицы в многомерных пространствах: кватернионы, кентавры, фениксы, орлангуры. Однако - увы! - никакой практической пользы они уже не принесли. Пробовали не только целочисленные размерности, но и дробные, и вещественные. Напрасно! Более того, с некоторыми числами пространств иррациональной размерности вышел конфуз: они порождали небольших физических существ, немногочисленных, но совершенно неприемлемых в силу своей хулиганской сущности ни в конструкторских бюро, ни в обществе людей положения господина Танаки и господина Сато, не говоря уж о господине Симуре и его жене. Опозорив себя в технологии, практическая теория чисел была признана никчемной. Любовь Японии ко всякого рода милым созданиям ― нарисованным, механическим, электронным ― осталась в далеком прошлом...

    Смешные звереныши...

    И совсем не нужны!

    Грустно мне стало.

    ***

    После скромного ужина Хидеёши свернулся клубочком под одеялом, наблюдая за моей работой. Сегодняшняя контрольная была проверена, тетради сложены аккуратной стопкой, и я снова углубился в расчеты, занимавшие меня последние несколько лет; желто-красные шелковые попугаи на абажуре лампы ободряюще улыбались мне. Дело в том, что еще в Университете я задумал создать формулу любого числа. Любого числа в пространстве любой размерности - так, чтобы все числа получались бы по одному закону. В эту ночь работа близка к завершению. Чай давно остыл в пиале с желто-красными эмалевыми цветами на донышке. Перо, скрипнув последний раз, остановилось. Хидеёши восторженно ахнул, а меня охватила долгожданная сытая усталость, приятней которой нет ничего на свете. Поймет меня тот, чей труд когда-либо счастливо завершался.

    Золотистое восьмикрылое тело, извиваясь чешуйчатыми кольцами, скользнуло из распахнутого окна и помчалось ввысь, высоко-высоко, выше огней "Огуни-электроникс", а затем низринулось вниз и вниз, вдоль безликих сине-серых боков небоскребов и многоуровневых дорог, вниз, снова к нашему окну. Увитая кружевным золотом рогатая голова дракона взглянула на моего малыша солнечными глазами. Мой сын счастливо засмеялся, захлопав в ладоши. Встопорщив золотистые усы-лучики, зверь ослепительным колесом завертелся в воздухе и снова рванулся вверх. Вдоль хребта - зарево желтого и красного.

    Кому нужен дракон? Нужен мне, нужен Хидеёши. Не довольно ли для того, чтобы он должен был существовать?

    Заваривая чай у раскрытого окна, я глядел, как мой дракон в порыве кипучей энергии раз за разом точно золотой иглой прошивает небо и землю, точно соединяя прошлое и будущее, точно объединяя людей... Для моего дракона не было преград и запретов. Быть может в нашем счастливом, но слишком уж упорядоченном мире, и найдется тот, кто однажды захочет взглянуть на мир глазами золотого дракона.

    Понять мир как целое.

    И восхититься ему.

    Вот достойное человека!

    6.10.2009.
    Бунингит нравится это.
  2. Госпожа Тукка Мощный мелинит

    Очень симпатишная зарисовка! Особенно славные - стихотвореньица. Как бишь они называются... Хокку?
    Несколько замутнена вторая часть, можно немного подсократить или еще как-то оживить. Но вообще: славно.
  3. Тафано Атомная бомба

    Спасибо! Одно время я очень увлекалась Японией - а потом очень сильно разочаровалась. Этот рассказ был почти опубликован в "Полдне".
  4. Госпожа Тукка Мощный мелинит

    Какая интересная тема :)
    Почему разочаровалась?
    И почему почти? Что помешало? Полдень развалился?
  5. Тафано Атомная бомба

    да, Полдня больше нет.

    Разочаровалась потому, что, оказывается, в Японии мне всегда нравилась исключительно маргинальная, "не каноническая" ее часть - в виде творчества Акиры Куросавы и персонажей Тосиро Мифуне. Самурайский кодекс оказался туп и примитивен.
  6. Госпожа Тукка Мощный мелинит

    М-да, интересно. Познание Японии - путь разочарований. В смысле, что у меня тоже :)
  7. Тафано Атомная бомба

    Серьезно? надо же... На самом деле, грустная история - и язык я учила, и все-все читала, историю, сказки; кино-мультики смотрела. Фехтованием занималась, блин!!! А потом увидела... вдруг... как это у них все пусто, все эти надписи на дне чайной чашки, все эти один цветок в комнате... Очень грустно. А самый классный японец - это Тосиро Мифуне, котрый послал к такой-то япономатери все самурайские кодексы. А самый классный мультипликатор - Миядзаки. И то потому, что послал к той же матери все канонические манги.
  8. Госпожа Тукка Мощный мелинит

    Моя очередь спросить: СЕРЬЕЗНО???
    Ой, а подробней можно про цветы и надписи? Мои проникновения куда жиже и мельче, мне интересно поэтому очень, как это такими разными путями к одному выводу прийти.
  9. fiatik Генератор антиматерии

    Абэ Кобо
    Женщина в песке
  10. Тафано Атомная бомба

    Я в песке?!
  11. Тафано Атомная бомба

    Ну, а что тут такого особенного понимать... Сидит, к примеру, мужик, в чашку свою чайную упулился, а у него там, может быть, жена умирает, дети голодные. А он, значит, только про чашку - ибо! так, де, положено, а иначе не самурай ты, а вша паршивая.

    Да и вообще, самурайский кодекс для жизни не конструктивен - ни для своей, ни для чужой. "Уставом караульной службы" его зовут-с. Все бы оно ничего, устав тоже важен, но нельзя его в основу жизни класть.
  12. Бунингит Генератор антиматерии

    Живописно-акварельно. Очень по-японски. Понравилось.
    Я вот не разочаровалась в Японии. А что, там разве все придерживаются кодекса? Не совсем понимаю, как можно разочароваться в целой стране )) Мне кажется, это всё равно, что разочароваться в ветре. Для меня Япония, — это чувство целостности и гармонии, которое у японцев в крови. Поэзия, живопись, философия настолько самобытны, их трудно с чем-либо сравнивать. За одного только Акутагаву огромное спасибо этой культуре, не говоря уже об остальных. Современные графика и дизайн у них там на недосягаемом уровне. Это мой эталон уже много лет.
    А самураи, да бох с ними и с их кодексом.
    "Женщина в песках"— любопытное произведение, хотя к шедеврам я бы его не отнесла.
  13. Госпожа Тукка Мощный мелинит

    Согласна. Звучит по-детски. Но я за себя скажу. Чем больше смотришь, тем больше думаешь: как это странно. Но странно вовсе не с положительной оценкой, а наоборот. Чем больше смотришь, тем больше накапливаемые наблюдения перетягивают чашу неприятия. А недавно я еще прочитала про японскую бойню дельфинов и про то, как они ее защищают, мол, древняя традиция, так меня будто обухом по голове шибанули. И знать теперь ничего не хочу о их древних традициях.

    (я, вообще, категорична обычно бываю, прошу быть снисходительной и не обращать внимания)
  14. Тафано Атомная бомба

    Произведение "Женщина в песках" я знаю. Про то, как песок наступал на домик - а его каждый, каждый день чистили. Это не единственный сюжет на такую тему - когда японец себе придумает адскую работу и адски, извините, парится - думает, видимо, что это ему какую-то ценность придает. Нормальный человек - в случае "Женщины..." - уехал бы подальше. Так вот, есть еще фильм (кажется "Остров") - там семья жила, на каменистом острове без воды, и выращивала там сады-огороды. И каждый божий день они перлись "на материк", за водой для полива. А мылись они, в частности, так: сначала муж, потом в той же бочке дети, потом в той же бочке жена.

    Помянутый вами Акутагава покончил жизнь самоубийством. Я уважаю некоторые его произведения - но общую суицидальную тенденцию нельзя не заметить. В Японии вообще высок процент самоубийств.

    Касательно культуры - она вторична, извините. Первыми во многом, что подхватили и развили японцы, были все-таки великие китайцы.

    Это "чувство целостности и гармонии" - бесплодно. Оно не служит жизни. Оно вычурно и мертво.
  15. Бунингит Генератор антиматерии

    Акутагава был болен, но это не отрицает его таланта. Согласно статистическим источникам, в России или, скажем, в Белоруссии самоубийств в процентном соотношении больше.

    Это общеизвестно. Японская культура, — это ответвление китайской, так, тем более. Или вы и в китайской культуре ничего ценного не видите?

    Странное утверждение. Честно сказать, я не поняла его сути. Целостность и гармония лежат в основе искусства, во всяком случае, изобразительного. Гармония с природой, — основа многих религий, гораздо более старших, чем, скажем, христианство, (вы, разумеется, в курсе). На мой взгляд, это единственно правильный способ существования. Не отрицание, а приятие, другими словами, гармония с окружающим, лежит в основе жизни.
    В истории и традициях любой страны можно найти и хорошее и плохое. Каждый сам выбирает, считать стакан наполовину полным или наполовину пустым. ))
    images-1.jpeg
  16. Бунингит Генератор антиматерии

    Во всех странах существуют традиции охоты на животных. В наше время это делается для удовольствия!
    В современной России до сих пор забивают палками детенышей нерпы, причем в массовых масштабах. Чем они хуже дельфинов?
    Во всем мире до сих пор считается нормальным носить шубы из мелких, но очень мягких зверьков: шиншилл, белок, соболей, норок... Я недавно гладила живую шиншиллу, очаровательное существо! На мой взгляд, женщина, напялившая на себя пальто из СОТЕН убитых животных, — не женщина, а чудовище. Что же мне делать, ненавидеть всех, кто носит шубы и заодно и все страны, в которых развита эта индустрия?
  17. Тафано Атомная бомба

    Я не отрицаю таланта Акутагавы. Но вы не последовательны: раз он был болен, то он продукт своей болезни, а не воспеватель великой японской культуры - это слишком хорошо отражено в его произведениях.
    Касательно китайской культуры вы опять крайне не логичны. Я не отрицаю ценностей китайской культуры (читайте внимательнее, что я пишу, а что нет). Мне не нравится то, что сделали из нее японцы.
    Теперь о сути моего утверждения. Грубо говоря, кодекс самураев ориентирован не на жизнь, а на смерть, а потому вреден. Этот кодекс, перестав существовать как таковой, тем не менее очень сильно сидит практически во всех слоях современного населения Японии.

    Гармония с природой - единственно правильный способ существования? Во-первых, какое отношение это имеет к самураям? Во-вторых, это весьма спорно. Будучи в этой самой гармонии развитие человечества как технологической цивилизации остановится. Если надо, природу придется менять, под нужды человека. Потому что жизнь человека и его дальнейшее существование первично.

    И вообще, эта "гармония" - не понятно что. У тигра и антилопы нет никакой гармонии.

    Приведите статистику смертности в России и в Японии и укажите источник.
  18. Бунингит Генератор антиматерии

    В чем непоследовательность? Я его не называла "воспевателем" культуры, он — часть ее и, если угодно, ее продукт. Кстати, продукт весьма неплохой.
    Кстати, человек не может являться продуктом своей болезни, в этом утверждении отсутствует логика, уж извините.
    В произведениях Акутагавы очень много чего отражено, кроме его болезни. Если прочтете внимательно, увидите.

    В чем-то они ее выхолостили, несомненно, в чем-то развили и довели до совершенства. Добавили ли что-то свое? Безусловно, иначе и быть не могло. Никакого противоречия в моих словах не вижу.
    Нравится вам результат или нет, ваше право выбирать. Я лишь против полного отрицания, это, я считаю, выплёскивание ребенка вместе с водой.
    Вероятно, я из тех, кто предпочитает выискивать жемчуг среди навоза и радуется, когда находит.

    Кому вреден? Вам? Мировому сообществу?
    Строго говоря, кодекс самураев ориентирован прежде всего, на сохранение собственного достоинства. Любой ценой, даже ценой жизни. Кроме того, самураи были лишь частью населения. Это люди, которые работе предпочитают войну. Во всех странах всегда был и есть подобный социум. Что такое профессиональная армия, по-вашему?
    Ну и что? Пусть сидит. Любой народ хранит свои традиции, как хорошие, так и плохие.

    К самураям — никакого. :) Но, ведь вы разочаровались в Японии вцелом, а не в самураях, если я правильно поняла.
    Вы действительно считаете, что человек может подчинить себе природу? Вы, так же, вероятно за "покорение космоса человеком"? Флаг вам в руки :)

    В мире много непонятного...

    Прогуглите, найдете.
  19. Тафано Атомная бомба

    Во всем есть хорошее, давайте все возьмемся за руки, и да пребудет с нами вечная гармония. :DУвы, продолжать с вами беседу не вижу смысла.
  20. Бунингит Генератор антиматерии

    Ничего страшного. Смысла и правда, маловато. С этим полностью согласна :)

Поделиться этой страницей