Регистр научно-фантастических идей собрания Г.С.Альтова в сети

Тема в разделе 'Лаборатория', создана пользователем Иггельд, 29 сен 2011.

  1. Иггельд Динамитная шашка

    http://www.altshuller.ru/rtv/sf-register.asp

    © Альтов Г., 1964-1997
    ЗАЧЕМ НУЖЕН РЕГИСТР НФ-ИДЕЙ
    Когда 40 лет назад я решил заняться методологией изобретательства, мне говорили: зачем это нужно, сиди себе и изобретай. Прошло два десятка лет от работы над методологией изобретательства, и стало ясно - нужно было заниматься методологией. После этого я принялся за методологию фантастики. Хотел понять - как возникают принципиально новые идеи, каков механизм прогнозирования будущего. На мой взгляд, невероятно интересно понять внутреннюю механику фантазирования - самого удивительного человеческого качества. И тут мне говорили: не надо, пиши рассказы.

    В 1964 году я начал составлять "Регистр современных научно-фантастических идей". Напечатал 80 страниц Регистра и отправил в издательства, редакции и некоторым писателям-фантастам. Мне интересно было знать мнение творческих работников. Получил письмо: "Возмутительно извлекать из живого художественного произведения научно-фантастические идеи и классифицировать их. Художественное произведение - таинство и т.д.". Я оправдывался: была же при Академии наук сказочная комиссия (название-то какое!) - собирала сказки, анализировала, извлекала типовые приемы, классифицировала их, хотя сказка тоже таинство. На мое объяснение пришел ответ: "Надо запретить Регистр, он принесет больше вреда, чем пользы..."

    Я спокойно продолжал работать над Регистром.

    В 1964 году идеи, сюжеты и ситуации, относящиеся к загрязнению окружающей среды, составляли небольшую группу, входящую в подкласс "Влияние техники на природу". А теперь это обширный класс с подклассами, группами и подгруппами.

    Как-то незаметно количество собранных идей превысило критическую массу, и Регистр начал работать, подсказывая приемы генерирования новых идей, ситуаций и сюжетов. Большой интерес проявили к Регистру писатели, редакторы, литературоведы.

    А главное - Регистр помог создать курс РТВ (развития творческого воображения).

    "Регистр" - не только список. Это Фонд идей НФЛ (научно-фантастической литературы). Анализ идей из произведений Ж. Верна, Г. Уэллса, А. Беляева.

    Начало регулярной работы над Фондом идей НФЛ относится примерно к 1964 году. Фрагментарно патентный Фонд фактически разрабатывался с середины 50-х годов.

    Фонд идей НФЛ неоднократно переделывался, пополнялся в течение десятилетия. К 70-80 годам подключились к пополнению НФЛ-идей: П. Амнуэль, Д. Биленкин, И. Верткин, В. Фей, Вл. Гаков, В. Журавлева.

    Как любая сложная и трудоемкая тема, разработка идей НФЛ требовала исследования. Фактически работа над Регистром шла с 50-х годов - до сегодняшнего дня. И будет идти дальше. Я убежден в этом.

    Такого рода исследования - на всю жизнь (и не на одну жизнь). Эта работа требует сил большого творческого коллектива. Но кто бы ни вел такое исследование, он должен ясно себе представить цель работы и "что мы ищем". Ищем мы законы развития интеллектуальных, развивающихся систем.

    А противодействует этому поиску то, что обычно противодействует каждому научному исследованию: психологическая инерция, сложность материала и отсутствие (к началу работы) отлаженного аппарата для проведения исследования. Поэтому Фонд НФЛ включает многоуровневую систему инструментов методологии. Это нужно для того, чтобы постоянно наращивать Фонд и следить за развитием.
    Моё Святейшество и fiatik нравится это.
  2. Знак Админ

    Гм, а смысл то этого реестра в чём, Иггельд? Чтобы по двум строчкам предположить, что раз в классе 3, подклассе 2, группе "продолжительность жизни" в подгруппе " Сроки жизни записаны в ДНК." написаны несколько произведений, в каких-то там седых годах, то и писать об этом уже не стоит? Так и видится щёлканье калькулятора в глазах зевающего редактора: а-а, помню-помню, было-было.

    В этом реестре даны всего лишь выжимки. Но фантдопы произведения не делают. Они работают лишь в действии, которые предпринимают некие герои произведения. Следят читатели за перипетиями сюжета, за приключениями. Но автор может всё это написать лишь если уверен, что есть центральный стержень - идея, которую стоит донести до читателей. А этот реестр заявляет, что де в 1909 году там уже эта идея фигурировала, соответственно желание пропадает. Пусть заново приходят авторам идеи, они напишут лучше, красивее и интереснее чем какой-то прадед внесённый в реестр. К тому же, когда записано много всего, кажется что ничего нового и не придумать - эти рамки ограничивают. (имхо)

    Если составлять такой идейный реестр, то нужно к нему составить и реестр сюжетный, а к нему реестр героев. А это давно Голливуд изобрёл для создания сериалов. Когда наугад берутся блоки из трёх толстых книжек, которые активируют фантазию сценариста. Он тестирует на предмет достоверности и прописывает ход сюжета.
  3. izergile Пороховая Бомба

  4. Иггельд Динамитная шашка

    Тем, кто хочет пользоваться регистром и этой методикой в качестве эффективного писательского инструмента, рекомендую также статью Г.С.Альтова "Вектор фантазии"

    http://www.e-reading.org.ua/book.php?book=1861

    в сборнике "Фантастика-1973-1974".

    Тем, кому это не надо, кто и так гений писательского ремесла,просьба, не беспокоиться.
  5. Моё Святейшество Генератор антиматерии

    А кто не гений, тому вообще труба.

    А вообще, после десяти лет вождения машины, я понял, что надо водить машину. Я тоже гений в реестре!!!
  6. Иггельд Динамитная шашка

    Это только любой гасконец с детства академик.
  7. Иггельд Динамитная шашка

  8. Моё Святейшество Генератор антиматерии

    Гы - дошло. Альтов - это юморист (в лурке так писано).
    Таки не смешно. Кроме места с нелепым повтором и парой перлов: Прошло два десятка лет от работы над методологией изобретательства, и стало ясно - нужно было заниматься методологией.
    "Я прошел полкилометра от стука дятла на еловой верхушке автобана". 
  9. Иггельд Динамитная шашка

    Генрий Альтов - псевдоним Генриха Сауловича Альтшуллера, изобретателя, писателя-фантаста, создателя основ ТРИЗ, Теории Решения Изобретательских Задач.

    Перла при должном прочтении с правильной интонационной паузой, обозначенной между словами "ясно" и "нужно", не усматриваю. Правильность изначальной идеи методологического подхода к изобретательству особо показательна двадцать лет спустя с момента старта работ (поскольку накопился ещё больший материал для исследования, чем был тогда).
  10. Архив Administrator

    Хорош регистр как отсылка к корням. К хорошо проработанным в своё время. А то сейчас тенденция "в обед взбрело, а к ужину уже раскричал на весь инет" А так бы глядишь вернулся бы такой вьюнош в прошлое, посмотрел что мудрые старцы в то неспешное время сказали, да и сделал бы соответствующие поправки. Опять же, нос пониже бы опустил задранный хе-хе. Да и тогда бы глядишь, для старшего поколения что "это проходили", тоже был бы некоторый интерес, ведь таки возможно обогатил информацию дополнениями и вариациями. Любая архивная информация должна быть и у каждого должен быть доступ к ней. Ведь это конденсат мыслей множества человек, который обдумывался. На который требоавалось время. Конечно, нужно разделять архивную информацию на разные классы. Регистру н-ф произведений я бы присвоил высший класс.
  11. Иггельд Динамитная шашка

    Со своей стороны я обратил бы внимание на изобретательскую составляющую фантастики и междисциплинарность этого вида литературы. Этот подход мы с соавторами из НЯУ МИФИ развиваем отдельно на форуме http://www.agpl.ru/forum.html Есть желающие подянуться в методологии инженерно-технического творчества? Добро пожаловать!
  12. Ждите, мы придем.
  13. Ceniza Генератор антиматерии

    Мне регистр не нужен. У меня все идеи свои, хоть и вторичные. Пусть всегда и про**аю на конкурсах.
  14. iron_man Атомная бомба

    У меня все идеи свои, хоть и вторичные.
    Значит, они уже не СВОИ. Хочешь предложить свое, новое, сверься с тем, что уже придумано. Легко изобретать велосипед, именно тот, который уже существует. Сложно выдумать совершенно новый велосипед.
  15. Ceniza Генератор антиматерии

    А мне как бы пофиг. Рано или поздно я изобрету, потому что изобретаю. Ате кто чужое вот поет типа новое, те вряд ли на что-нидь разродятся
  16. iron_man Атомная бомба

    Ну, это немного другая тема. Я к тому, что не надо тупится над тем, что уже точно придумано и общеизвестно. Вон бывший начальник метро Гаев патентовал что-то вроде нового типа шпал. Говорят, хотел чуть не вагонное колесо запатентовать: мол, там особое оно...
  17. Знак Админ

    )) Регистр, насколько я понял, позволяет комбинировать идеи, превращая в новые. То есть, автор задумчиво листает эти краткие выжимки и хлоп, в голове вдруг складывается совершенно новая комбинация. Возможно так действительно проще новые идеи отлавливать. Иначе, те что сами назойливо лезут в голову, наверняка вторичные.
  18. Ceniza Генератор антиматерии

    Вам виднее, кэп. Боюсь спорить... Но и созданные таким образом идеи тоже вторичные.
  19. Знак Админ

    Не вторичные, а производные. А производные они очень даже оригинальными могут быть. В сущности, вообще все идеи производные комбинирующей памяти. Они похожи на таблицу умножения. Сверху девять известных, справа девять известных, а между множество новых.
    Ceniza нравится это.

Поделиться этой страницей