... А вот Буало говорил, что уродство или красоту персонажей можно показать, не используя описания цвета волос, глаз, роста, веса и т.д. Согласны? Не согласны?
)) не знаю, кто такой Буало, знаю, что именно это утверждает Юрий Никитин в КСП. Показывать внешность в действии, в динамике.
французский поэт, критик, теоретик классицизма. на примере Гомеровских Иллиад рассматривал этот вопрос. мол, у Гомера это хорошо получилось. от Гомера не фанатею, но вот эти: "у неё были зелёные глаза, каштановые волосы, на ней было надето красное платье в горошек" утомляют.
)) всё зависит от надобности. Конечно лучше в действии раскрывать, но это намного труднее. Да, нужно показывать "объёмно", но это сложно. А если делать это неудачно, эффект получается противоположный. Как с неудачными сравнениями, способными сжечь ткань повествования столь же верно, как спичка пушинку. Пф-ф!.. и только маленький сизый дымок, и только запах палёного.
Тем более, что это не показывает ни уродства ни красоты. У каждого читателя свой вкус, кто-то любит в горошек а ато-то в полосочку.
особенно весело, когда автор описывает какую-то свою эротическую фантазию, утверждая, что это образ прекрасного принца-принцессы, а ты сидишь и думаешь, что это дракон какой-то, но совсем не принцесса.
Видимо это "платье в горошек" имеет совершенно определённый адрес? Может быть угостите ссылочкой, на этот раздражающий фрагмент? Например?
неет, я не по конкурсу сейчас говорю. это из другого места навеяно. опять же - и платье действительно может нести какой-то смысл. но я сейчас о тех моментах, когда никакого смысла оно в себе не несёт. по конкурсу - есть здесь одно произведение, где образ персонажа ни в какую не идёт с дальнейшими действиями. ссылаться не буду, его и так уже, бедного, затоптали. да любой. одним блондинки нравятся, другим брюнетки, для кого-то мускулистый качок = принц на белом коне, а кому-то хлюпик в очках предел желаний. поэтому если сама внешности (или её детали) особого смысла не несут - их, имхо, лучше вообще убирать. (как популярный совет - если какое-то слово, предложение, абзац можно убрать, и смысл не изменится - убирайте. когда смысл, образ меняется - это уже другой вопрос, его касаться не буду).
есть одна книжка. ну не буду я её тут рекламировать, засмеют меня, заклюют)) "шедевр"-то так себе, а мне вот понравился, как-то в один момент попало под настроение и прочитала. и вот там как раз образ парня, который якобы должен очень всем нравиться. ну вот не понравился, увы...
Слово "кровавывй" несёт определённый устоявшийся смысл, единый для большинства людей. По мне так, чем описывать детали внешнего вида, эфективней показать эмоции возникающие у других персонажей: "Иванов брезгливо поморщился, глядя на дорогой но безвкуссный костюм Петрова" "Сердце Марины забилось чаще при взгляде на прекрасное лицо Сидорова. Глубокие, печальные глаза своей синевой заставляют трепетать душу любой девушки, и Марина не устояла..." Ну и тому подобное...
Нееет, обождите Мы сейчас о способах отображения персонажа говорим или о плохом исполнении. Если о плохом исполнении, то тут и обсуждать нечего. А если о способах отображения - тот тут визуализация важна и нужна. Во-первых, чувств у человека как минимум пять. И упоминание о каждом из них художественный текст украшает, даёт больше возможностей зацепить читателя. а во-вторых, я положу пару иллюстраций. Скажите: вот в таком варианте "платье в горошек" - это ещё описание внешности или уже описание характера персонажа?
Нужно смотреть, принципиальны ли описания. Если нет, то и сокращать их безжалостно. Читатель всё равно подставит какой-нибудь шаблон, и хорошо бы угадать среднестатистический. Либо, если это важно - выписывать, дополняя образ "простушки-веселушки - платьишке в горошек"
В первую очередь - как это делает Булгаков. Словами-маркерами. Не красный, а кровавый. Не "розовое платье с рукавами фонариками", а в "чём-то воздушно-розовом, похожем на ягодное суфле". Вот посмотрите: "....протянул бинокль пузатому армянину, одетому в женскую долгополую шубу вывернутую наизнанку. Шелковая, когда то блестящая подкладка была вся засалена, испачкана не то в грязи, не то в собачьих экскрементах, но все равно выглядела роскошно...." Неужели описание одежды персонажа не формирует к нему отношение? Не испытываете брезгливость и настороженность?
Я вот не знаю что такое суфле ) А воздушно-розовое ассоциируется со сладкой ватой из сахара с розовым красителем ) А так-то понятно, что единого рецепта нет. Всё по ситуации.