Вопросы кормежки будущих авторов - из блога А.Прокоповича

Тема в разделе 'Литературный форум', создана пользователем Анна Сергевна, 2 июн 2011.

  1. Анна Сергевна Коктейль Молотова

    Думаю, некоторым будет интересно.

    http://www.liveinternet.ru/users/editorskoe/post167937727/

    Это, наверное, довольно неприятное определение, но я его дам. Настоящий автор беллетрист тот, кто все параметры текста держит не ниже среднего необходимого уровня. То есть язык – не так, чтобы что-то нереальное, сюжет не нов, но читается и даже интересно, что будет дальше.
    Понимание этой необходимости - не столько подниматься, сколько не падать, объясняет, почему всегда есть к чему придраться. Почему у хорошо продающихся книг всегда масса критики из разряда – «да ничего особенного».
    Не падать – это всегда дело мастерства, профессионализма. Подниматься – дело таланта. Я веду к тому, что в последние десять лет не прекращали появляться таланты, но большие проблемы с профессионалами. И у этого есть объяснение.
    В дикие времена работа с авторами сплошь и рядом проходила по следующему сценарию. Приносит автор книгу. Издатель читает первые десять страниц и спрашивает,- а у тебя еще есть? Автор смущенно, - нет, но я готов, дайте только время.
    Издатель задумчиво достает из ящика стола пачку купюр, запихивает в нагрудный карман ошалевшему автору и молвит: это за написанное и еще за три ненаписанных, но чтобы было!
    Я не к тому, что ух, ты – бабки на шару! Сплошь и рядом кончалось либо запоем, либо совершенно графоманскими текстами, либо банкротством издателя, бывало и так, что автор приходит с романом, а издатель уже занялся продажей собачьего корма и книги ему как-то не нужны.
    Бывало по всякому, но было важное – автор, имел возможность сосредоточиться на профессии. Он начинал жить именно от литературных своих трудов и те, кто хотели, те смогли стать профессионалами не только в получении денег, но и в написании текстов.
    Дикие времена кончились, и продаваться начало не все подряд, а по-разному. Издатели перестали издеваться над авторами, запихивая им купюры в карманы. Процесс пришел к довольно понятным параметрам. Платят за понятное. Понятное это то, где, либо уже есть имя, либо есть рекламный бюджет. Инвестиция в ясность. Причем если бюджет рекламной кампании приближается к отметке хотя бы в два миллионов долларов, то поневоле задашься другим вопросом – а может, ну его, автора. Потому как если все дело в рекламе, то смысл еще и за текст переплачивать?
    Теперь автор, написавший приличную книгу, и, не вписавшийся в понятный проект, слышит – ну, напиши следующую, поглядим, может, и заплатим чего. То есть такой, как бы совершенно рынок – звезды встанут, покупатель надежно спрятанное товароведом – и будет счастье. Это нормально. Плохо то, что автор этот напишет второй роман через год, потому что ему еще надо что-то есть. А если не через год, то, скорее всего, такого качества, что лучше бы и не приносил. Как результат, наиболее приспособленной аудитории к написанию книг у нас стали домохозяйки и рантье. То есть те, кто может не работать.
    Результат известен. Новых имен, которые бы писали книги не по принципу – первая книга хороша, вторая не плоха, третья - зачем я её купил? – практически не появляются. Авторы, которые растут от книги к книге – перешли в разряд редакторских легенд. Все просто – по факту большая часть писателей – дилетанты.
    Ситуация станет другой, вероятно в тот, трудный для наших традиций момент, когда капитаны издательского бизнеса поймут, что вкладывать надо не только в аренду магазинов, бумагу, типографии, склады и покупку уже известных брендов. Нужны скауты, функцию которых на сегодняшний день выполняют редактора. Люди уникальных качеств – знающие литературу и в то же время понимающие рынок. Люди, чьему мнению можно довериться настолько, чтобы снова инвестировать молодых авторов, подписывать с ними профессиональные контракты. Причем такие люди есть, но при сегодняшних реалиях надежнее перекупить сложившийся бренд нежели всерьез инвестировать в новое.
    Я футбол люблю. Там так принято, на юношеском уровне – показал себя спортсмен, ему предлагают профессиональный контракт, чтобы он, кроме футбола больше ни о чем не думал. Представляете, какой-нибудь Аршавин сыграл матч, ему заплатили денег. Он спрашивает, ну, а как дальше, а ему в ответ – ты поиграй, а мы посмотрим. Аршавин подумал-подумал – гарантии никакой, тренировки тяжелые, травмы, можно на всю жизнь инвалидом остаться, да ну, его. Лучше менеджером устроюсь.
    А ведь профессия автора она тоже и рискованная и в форме себя держать надо. Фишка не новая, вкладывать надо в головы, а не в недвижимость. Но это так не похоже на отечественный рынок.
    По факту пока совершенно рыночно, без поддержки мощного блога или не будучи медийной фигурой, в крайнем случае сыном медийной фигуры – не пробился никто. Просто по определению пройти это сито очень трудно, возможно, но для этого надо умудряться быть профессионалом и в литературе и в основной профессии, той, которая пока кормит.

    И один из его комментов там же, который стоит вынести отдельно, "на подумать":

    Абсолютно реально пробиться именно оставаясь профессионалом в написании, не будучи им по деньгам. ТО есть принцип, сначала ты работаешь на зачетку, потом она на тебя. Но это очень трудно просто на физическом уровне. И еще одно важное условие - бить в одну точку, один понятный точный читательский адрес. У нас вышло две книги и сейчас выходит третья талантливого автора, но, который каждый раз пишет что-то новое. По факту получается, каждый раз начинаем сначала, результаты - низкие. К примеру, если кто-то сейчас начнет писать детективы-боевики о буднях ГРУ, и это будет сделано достойно, уже после третьей книги, он состоится как бренд. А вот в современной прозе без толчка со стороны - путь очень труден.
    Тойво нравится это.
  2. Знак Админ

    Чёрт, да в принципе правильно вроде всё написано. И приписка тоже верная "бей в одну точку", но для этого автору нужно попросту замереть в развитии, мол пишешь боевики, вот и пиши их. Пишешь детективы, вот и пиши... Выходит рынок фиксирует автора в какой то нише, да ещё в определённой позе. Чётко уловил, что сейчас главными писателями становятся домохозяйки и рантье. Мол, о быте можно не заботиться, почему бы не пописывать что-нибудь.

    Да и вообще, как то смотрю на рыночную экономику и постепенно начинаю осознавать, что это штука в принципе вредная, не только авторам, а вообще, сам принцип самоедский и сиюминутный. Делай что выгодно сию минуту иначе будет меньше денег, иначе проиграешь.

    Ну стонать бессмысленно, нужно придумывать и тут же пробовать новое и только.
  3. Тойво Пороховая Бомба

    Не могу с вами согласится насчет развития. Уровень писательского мастерства может расти от книги к книге, даже если автор остается в какой-то одной нише, пишет в одном жанре. В конце концов, у большинства известных и маститых выделяются серии книг, может, и не связанные между собой, но связанные жанром, ЦА.
    К тому же, в комментарии не сказано, что писатель должен всегда бить в одну точку, там говорится, что он должен закрепится в нише, состоятся как бренд. Ну а далее, можно разбавлять свое брендовое творчество-в-одну-точку написанием романов на другую тему с вполне конкретной коммерческой целью - прощупать рынок, захватить другие ниши и закрепится в них.
    Кстати, упомянутая вами фиксация происходит везде - известный фантаст не может внезапно стать известным детективщиком, известный химик на первых парах будет слаб в этнографии, легкоатлет отхватит люлей на боксерском ринге, а слесарь не выполнять работу газосварщика или водителя, если не пройдет дополнительного обучения. То есть разгон перед взлетом нужен везде, а вот высота взлета уже зависит от "самолета".

    В этом ваши и мои мысли полностью совпали. Результат моих размышлений по этой проблеме пока что нулевой. А порицание без предложения выглядит, как известно, уныло.
  4. Знак Админ

    Кстати, упомянутая вами фиксация происходит везде - известный фантаст не может внезапно стать известным детективщиком, известный химик на первых парах будет слаб в этнографии, легкоатлет отхватит люлей на боксерском ринге, а слесарь не выполнять работу газосварщика или водителя, если не пройдет дополнительного обучения.

    Фантаст от детективщика отличается значительно меньше, нежели легкоатлет от боксёра. Если вдруг Маринина захочет написать фэнтези, то прочтение этого фэнтези обеспечат все её читательницы-детективов. То есть, она известная писательница с большой читательской аудиторией. Кроме того, пишет хорошо и быстро, а это главное. Поэтому такие эксперименты лишь принесут ещё большую аудиторию.
  5. Тойво Пороховая Бомба

    Первой книги - да. А уже со второй читатели Марининой разделятся на два лагеря. В одном будут те, кто согласен читать марининское фэнтэзи, в другом - поклонники именно детективов. В качестве примера могу привести себя: я в свое время зачитывался фантастикой Бушкова (цикл "Сварог" и его ранние рассказы), но вот Бушков-детективщик мне незнаком поныне.
    Кстати, чтобы стать значимой фигурой отечественного фэнтэзи, ей придется таки пройти соответствующую разгонную полосу длинной в пару лет. Внезапно на Олимп не пустят :)

Поделиться этой страницей