Про драки

Тема в разделе 'Литературный форум', создана пользователем Джинн, 22 янв 2013.

  1. Джинн Генератор антиматерии

    Автор - Ольга Ворон.
    -----------------------------
    Мне довольно часто приходится читать произведения молодых (и даже совсем молодых) людей, написанные по мотивам тех или иных компьютерных игр. Особенно тут башнесрывательным, конечно, стал для молодёжи (да и для вполне зрелых мужиков) «Сталкер». Мне даже пришлось постоять за спиной одного игрока, чтобы понять, что же так цепляет ребят в этом деле, да и просто получить консультацию «спеца» по изучаемому вопросу. Но главное не это. Читая произведения молодых людей по компьютерным играм, я нашла страшный для себя пробел — отсутствие ощущений. Люди, у которых жизнь героев проходит перед глазами, а максимум действий для этого требуется — движение рукой по мышке/клавиатуре, — совершенно не представляют, что все люди — живые… Их герои прыгают через крыши, валятся с гаражей, перекатом по бетонным плитам, летят с лестниц, хватают ладонями ножи и чуть ли не зубами перекусывают проволоку и… ничего не чувствуют. Это так и подаётся, как нарезка кадров из фильма:
    «И я упал с гаража. Сгруппировался, перекатился и поднялся на колено. Хмырь уже прыгал с крыши вслед за мной. Я пошарил по земле и нащупал крошки кирпича. Нет, нет, не то. А вот оно! Мне в руку попался обломок старой арматуры. Я схватил его и, подпрыгнув в воздух, с силой опустил прут на голову хмыря. Она раскололась. Хмырь рухнул. Всё вокруг залило кровью.»
    Занавес.
    Тут да, — никаких соплей. Никаких лишних слов в описании! Всё, как учат для написания экшена – сухая выжимка действий, но… Но это и не экшен. Это больше похоже на щёлканье часов. Размеренно, и ни о чём. Адреналин в крови гоняет, а мозг девственно чист.
    Жизни нет. Не верю. Совсем. Потому что… Ну, например, потому что по жизни, во время обучения группировке, приходилось падать на спину с подоконника. Никому не советую пробовать. Во-первых, сносит башню психологически — вот так, не глядя, встать на край, закрыть глаза и тебя в неожиданный момент туда спихивают. Во-вторых, это реально больно. И хотя боль всего лишь от площадного удара и внутри всё в порядке, ибо уже достаточно тренировались, но ощущения от площадного удара невозможно вот так скупо описать — упал, перекатился! Тем более для неподготовленного человека, тем более, если он потом так легко решил встать и прыгать.
    Поэтому у меня и есть чёткие представления о том, что бы я всё-таки впихнула в такой текст, чтобы в экстракте боёвки всё-таки появилась жизнь. Пусть даже в виде плесени по краям. Дальше — сплошное ИМХО. И видение того, как это бывает. Моменты физического ощущения, которые оставляют след в сознании, когда дерёшься, поэтому, на мой взгляд, в описании экшена боёвки на них всё-таки стоит заострять внимание, чтобы к драйву добавить жизни:

    Дыхание. Если герой такой крутой, что ничего не ощущает, то он всё равно чувствует ритм своего дыхания. Более того – он на него «завязан», он для него важен. При падении, при ударе, при принятии удара будет сбой дыхания. Это не опасно, но досаждает, поэтому внимание боец на это обратит. Сбой дыхания – это сбой биологического ритма, это психологически часто наносит повреждения больше, чем физически. Но всё, естественно, нужно смотреть по ситуации.

    Пот. Да, люди потеют, когда работают. Даже самые железные, и очень часто это связано с множеством факторов, а не только с тем, что он слишком устал. Поэтому, чем дальше бой, тем больше вероятность к переходу или бессмысленному тисканию друг друга за одежду, либо к ударной технике. Потому что пот заставляет выскальзывать из захвата. Но есть ещё и другой пот – липкий, противный, возникающий на ладонях перед боем, когда страшно… Пот, текущий по позвоночнику, когда понимаешь, что ввязался в безнадёжный бой… От этих естественных биологических проявлений мало кто застрахован. Ну, если только супер-супер-супер! Но в этом случаи можно совсем не заморачиваться правдоподобностью.

    Боль от движения. Ну, вероятно, тут я не права – это, скорее, не боль, а ощущение самого движения. Просто от ударов, бывает, и сустав стрельнёт, и мышцу потянешь, и пальчик подвернёшь… Вроде мелочь, но просто вскользь упоминание в тексте может создать и правдоподобность, и ощущение, что герой – не цельнометаллический.

    Боль от своего удара. Да, именно так. Подчас, когда бьёшь, хочешь или нет, а бьющая часть тела входит в противника не так, как хотелось бы. И тогда бывает больно. Терпеть это можно, вполне, под «адреналиновым наркозом» оно не осознаётся остро, просто как случайно задел по столешнице рукой, например, но… не заметить такое всё-таки невозможно. Поэтому стоит отметить и это.

    Боль от травмы. Ну, что тут сказать… Она есть. Ощущения, конечно, всегда и у всех разные. В каких-то условиях одно, в каких-то условиях другое. Это разнится не только от человека к человеку, но и у одного человека от ситуации к ситуации. Моя практика показывает два состояния. Первый – в момент перелома боли нет, только хруст и ощущение излишней подвижности в конечности, словно кости внезапно оказались в желе, а не в мышцах, а вот при последующих движениях конечностью боль пробивается сквозь «адреналиновый наркоз» всё сильнее, пока не начинает гасить сознание. Второй – в процессе перелома боль резкая и тяжёлая, в глазах белеет, появляется ощущение внезапной лёгкости в теле, свойственное предобморочным состояниям, но, взяв себя в руки, способен боль загасить и продолжить действовать, правда, уже заодно борясь с тошнотой и головокружением. В обоих случаях работать продолжать можно, но ощущения от работы становятся приглушёнными, техника идёт на автомате и всерьёз заниматься схваткой способен от силы несколько секунд, потом сознание начинает выкидывать финты – либо теряет контроль над происходящим, либо за зрением, либо стекать в обморок.

    Ножевое ранение. Если говорить об ощущении от колотой или резанной раны – они будут разные. Колотая рана даёт сильную, острую боль сразу. Резанную можно не ощущать до тех пор, пока не поймёшь, что кровь заливает всё вокруг. Колотая рана в корпус даёт мышечный спазм (механизм защиты кровоснабжения), заставляя согнуться на раненную сторону, сжаться совершено инстинктивно. Ранение в живот при пробиве нервных окончаний может заставить сжаться так, что только после потери сознания можно будет распрямить человека. Однако полно случаев и таких, при которых при ране живота человек сам доходил до поликлиники и вываливал свою требуху на стол хирургу. Царапины в бою обычно не замечаешь, зато замечаешь уколы – своеобразный ответ нервной системы на уровень погружения клинка в тело. Ножевые резаные ранения лица могут дать больший болевой эффект, чем резанные ранения конечностей или корпуса – тому множество свидетельств (сама не проверяла – бог миловал).

    Кровь. Ощущение льющейся по лицу или рукам крови, почему-то, совершенно не передают авторы, а оно сильно ощущается в бою. Я не буду рассматривать моменты казусные, когда боец, увидев свою кровь, начинает думать «а оно мне надо?», я обращаю внимание только на то, как рассматриваются ощущения крови во время схватки. Раскрытая рана нудит, при прикосновении даёт более острую боль, чем при самой травме. Кровь, текущая по коже, вызывает ощущение зуда. Кровь, текущая по лицу, — это не только брутально, это ещё и опасно, поскольку застилает глаза и здорово мешает работать. Кровь на руках – однозначно оружие (не только нож, но и любую палку) держать станет сложнее – выскальзывает. Про то, чтобы ухватить противника за голую кожу (запястье, плечо, щиколотка) не идёт и речи – выскользнет. Техника резко сужается до уровня ударной или захвата за одежду.

    Мандраж. Почему-то так получается, что авторы считают зазорным состояние тряски перед боем и своих бойцов им не награждают. Но только действительно постоянно сражающийся человек мандража не будет испытывать. Или отмороженный на голову. Или… человек с проблемой гормонального фона. Что такое мандраж? Это ощущение трясущихся рук, подрагивание внутри, вздрагивающие плечи, тепло и холод, гуляющие, как им захочется, по телу. В бытовом сознании это состояние считают трусостью. Но это не совсем так…
    Взято с разрешения автора: http://writercenter.ru/blog/prodraki/58808.html
    fiatik и Знак нравится это.
  2. Джинн Генератор антиматерии

    Мандраж
    Как и обещала — продолжаю.
    Ни для кого не секрет, что авторы предпочитают своих героев раз и навсегда наделять бесстрашием. Конечно, таких больше любит читатель. Но каково же обычно бывает моё удивление, когда в произведении тихий ранее молодой человек, оказываясь в окружении врагов или монстров, вдруг с завидным хладнокровием и несусветной лихостью мочит всех и, к великой славе, дальше идёт крошить всех плохих. И слабые потуги автора объяснить это тем, что он-де всю жизнь грезил победами, но ему раньше не давали повода, не помогают спасти ситуацию. Конечно, я говорю о крайнем случае, но и по мелочи вечное бесстрашие героя оставляет свой осадок. Потому хочется немного рассказать о… мандраже.
    Сразу скажу – я не психофизиолог, поэтому буду попросту пересказывать своими словами то, что мне (в числе прочих слушателей курсов) рассказывали по этому поводу. Где-то, возможно, не особо наукообразно – уж простите, не специалист в этом вопросе. Если найдётся кто посолиднее с таковым образованием – пусть поправит. Я в этом деле больше практик, чем теоретик. [IMG]
    Словом «мандраж» обозначают психологическое стрессовое состояние, которое возникает перед экстремальной ситуацией и проявляется чаще всего в дрожи. Такое состояние, полагаю, испытывали все в минимальных дозах в более простых ситуациях, не грозящих возможной смертью или травмой. Но перед реальной схваткой обычно мандраж сильнее, чем перед сдачей экзаменов…
    Что же такое мандраж. С точки зрения психофизиологии, это ответ нашего организма на стресс и, одновременно с этим, подготовка организма к более серьёзному воздействию, которое организм по генетической памяти себе прогнозирует.
    Как это происходит.
    В нашем организме за стрессовые реакции отвечает гормональная система, которая так же регулирует и иные психологические и физические реакции. Думаю, что все помнят, что «гормоном стресса» называют адреналин, но мало кто помнит, что адреналин не единственный гормон, отвечающий за эту реакцию. В первую очередь в ответ на внешний раздражитель (возможную атаку) вырабатывается в надпочечниках и выбрасывается в кровь гормон норадреналин, который является гормоном стресса со знаком «+». Ещё его называют гормоном ярости или гормоном льва. Его дело – подготовить тело к бою. Он включает в организме режим «турбо», во время которого происходят очень важные преобразования, позволяющие в дальнейшем человеку выполнять такие подвиги, на которые он не способен в обычном состоянии. Итак, норадреналин приводит к тому, что появляются важные механизмы «турбо», а именно то, что можно заметить и описать в произведении:
    Дрожь – режим «продува-прочистки» мышц, при котором в режим убыстрения работы вводится нервная система в мышцах, позволяющая мышцам принимать сигналы от центральной нервной системы быстрее, чем обычно. Руки-ноги такого человека словно подёргиваются от «заряженности», от желания движения, да и сам он, словно ходит ходуном.
    Увеличение сердцебияния, что позволяет увеличить обмен веществ и усилить кровоток в нужные мышцы.
    Перераспределение энергопотока (ну или проще — кровотока) – при этом в мышцы поступает значительная доля крови, чтобы наполнить их полезными веществами и кислородом, который скоро начнёт сжигаться, а вот во внутренние органы крови поступает меньше – там она в этот момент не нужна. Однако, кровоток нужен мозгу, поэтому обильно начинает снабжаться кровью голова. Отсюда – покраснение лица, тепло в руках, обильный пот на ладонях и больших, двигательных мышцах от резкого повышения их температуры за счёт притока тёплой, внутренней крови.
    Углубление дыхания – дыхание меняется под новые нужды, поскольку кислорода нужно больше, обмен увеличивается для лучшей работы мозга и мышц.

    Итак, мандраж включился. И человек готов к работе. Варианты его действий – ярость или побег, вполне выполняемы при таком уровне «турбо» в организме, но… Если внешнее давление продолжается (уровень агрессии растёт) или внешняя угроза сразу распознаётся, как чрезмерная, то включается в дело гормон стресса номер два – адреналин. Он же – гормон страха, он же — гормон зайца, он же – стрессовый гормон со знаком «-». Действует он, в принципе, так же и делает почти то же самое, что и норадреналин но, в отличии от гормона стресса «+», его задача – подготовить организм не к схватке, а возможности выжить, когда тебе, образно говоря, уже перегрызли хребет.
    Адреналин переводит дрожь из мышечной – во внутреннюю, поскольку его задача уже не включить мышцы, а спешно выключить внутренние органы, отрубить сразу несколько систем. Например, адреналин отключает пищеварительную систему. А именно – единым, мощным спазмом проводит изгнание из организма лишних жидкостей и продуктов гм… питания. Происходит то, что обычно интеллигентные люди называют «медвежьей болезнью». Это очень важный для выживания процесс. Организм уже решил, что сейчас его загрызут и придётся, при лучшем исходе, зарыться куда-нибудь под кустик и отлёживаться неделями, пока начнёшь двигаться, поэтому он не хочет тратить внутреннюю энергию на переваривание и многочасовое изгнание пищи. Выжить проще на голодный желудок. Кроме этого адреналин отключает половую систему и выделительную, что тоже подчас очень заметно.
    Адреналин переводит кровоток от мышц к внутренним органам, поскольку стремится задержать кровь в организме, а не расходовать её глупо через уже ожидаемые им раны конечностей. Одновременно с этим, к сожалению, кровь отливает и от головы и мозга – потому что, опять-таки, адреналин заботиться о человеке – зачем ему хорошо работающее сознание, когда станет очень больно? Пусть лучше сразу проваливается в спасительное забытье… Как вы понимаете, в таком «адреналиновом» состоянии человек, скорее всего, побледнеет. А вот ноги-руки у такого человека станут ватными, плохо слушающимися.
    Таким образом, получается, что оба гормона делают для человека, по сути, очень важное и хорошее дело, которое на протяжении многих тысячелетий дикой жизни человека в мире животных очень помогало ему выжить и огрызнуться на противников, но в современной жизни многое поменялось… Теперь почему-то мандраж считается чем-то зазорным.
    Но вернёмся к литературе.
    Когда и на каком уровне будет проявляется мандраж у героев? Всё зависит от уровня восприятия человека. Для каждого человека баланс норадреналин-адреналин будет свой. Но обязательно будут выделяться и то, и другое — просто в разных объёмах.
    Если мы берём в герои профессионала, у которого драки – это ежедневное дело, то вот он, скорее всего, включит максимально норадреналин. Или вообще ничего не включит.[IMG] И нужно будет оооочень постараться автору, чтобы заставить его включить гормон зайца. Даже, когда речь пойдёт о вещах, для него мало знакомых – оказаться на скале или привязанным к пушке. Да, адреналин включится раньше, чем в драке, но, всё равно, позднее, чем в ситуации с человеком не подготовленным.
    Если мы берём очкарика с компьютерной мышью вместо правой руки (смеюсь, конечно), то при первом же столкновении на улице у него включится адреналин. Норадреналин успеет только мяукнуть, как высшая нервная система уже подаст сигнал в надпочечники «Всё плохо! Всё очень-очень плохо!!!» — и в кровь поползёт адреналин. Но сделайте того же очкарика с хорошей практикой, например, горнолыжного спорта или любителем дайвинга и норадреналину даже в плохо знакомой ситуации потасовки будет время развернуться.
    И ещё один момент. У людей индивидуальное восприятие опасности. Кто-то включит адреналин в ситуации нападения на улице, а кто-то в лёгкую отработает на улице, но будет дрожать перед дверью в кабинет зубного врача.
    Ну а нужен вашим героям мандраж или нет… Это решать вам.
    Взято с разрешения автора: http://writercenter.ru/blog/prodraki/59110.html
    Знак нравится это.
  3. Джинн Генератор антиматерии

    Не моё.
    Кому чего есть оспорить - было бы любопытно послушать.
  4. Позём Moderator

    Прочитал первую часть. Бабские сантименты :D Какой-то пот там, кровь, дыхание, боль от движения. Да в драке ничего не ощущаешь, кроме желания "урыть ту паскуду" Это после драки с удивлением смотришь на выбитые костяшки, щупаешь опухшую челюсть. Зубы там языком шатаешь, смеёшься что губищи, разбитые как лепёшки, не слушаются. А в драке, блин я раз умудрился падая на спину двумя ногами ударить в подбородок одного поцика и попал обеими пятками. Но охренел уже после драки, и вообще так извернуться не смог и повторить не смог.
    fiatik, Джинн, Знак и еще 1-му нравится это.
  5. Джинн Генератор антиматерии

    Да, там как раз во второй части про это. Где про гормон ярости.
    Не оспариваю.
  6. lutov Генератор антиматерии

    Не, я не буду спорить, а то эта женщина меня отработает, а я маленький, слабый, жалобный.
    Вообще лучше ничего не буду говорить, а спрячусь под кроватью.
  7. Знак Админ

    Резаная даёт в течении нескольких секунд мощную слабость и дурноту, достаточно за несколько секунд хотя бы потерять полстакана крови. А пьяные даже от небольших порезов начинают совершенно не эстетично блевать.

    Насчёт адреналина в драке, и прочих гормональных рассуждений не скажу, я "адреналинным" никогда особо не был, а мандраж испытывал лишь в виде слабости в коленях, да дрожи рук и челюсти, когда зубы щёлкают и ничего в таком мандраже концентрирующего нет, напротив слабеешь.
    Тем не менее, кулаками махать приходилось изрядно и смирять всякие нелепые гормоны научился одним простым, но интеллектуальным способом - концентрировал внимание на дистанции. Оценивая расстояние, положение, скорость движения, направление. Когда попадал я, прикидывал примерно урон, когда по мне, старался удержаться на ногах, пережидая искры, и мгновения темноты. Там если отбил кулак, то несколько секунд пережидаешь боль, потому что не можешь стиснуть крепко пальцы и можно сильно повредить кисть.

    Тем не менее, согласен с Позёмом в том, что большинство перечисленных факторов - не стоящая внимания ерунда, особенно если смотреть с точки зрения бойца. (вот тут фокал важен) Описания эти нужны для стороннего наблюдателя.

    ПР: И, кстати, пот и кровь если текут по лицу не особо отличаются. Да и на них не обращаешь внимания, потому что это второстепенные факторы, что-то вроде комаров. Всего один может с ума всю ночь сводить, а в драке и на стаю будет совершенно пофигу.
    fiatik и Джинн нравится это.
  8. Моё Святейшество Генератор антиматерии

    Вау! Джет Ли! Не узнал в гриме!
  9. Моё Святейшество Генератор антиматерии

    Ваще-то базар был о том, что в свалкерах описалово на уровне скульного сочинялова. Из пяти чувств задействовано только зрение. Оттого восприятие как при просмотре дешевого боевика (скука, зевки до слез).
    А местные бычки бросились хвалиться шрамами, реальными и свежепридуманными виртуальными.
    Знак нравится это.
  10. Моё Святейшество Генератор антиматерии

    Да и пишет фанфики школота, которая толком и в деле не была.

    Про мандраж хрен знает. Зависит от степени отмороженности.
    Насколько знаю. спортсмены перед рингом реально волнуются.
  11. Atlas Генератор антиматерии

    исчо враки от бычков
    Приехали мы как-то осенью в Москву. А тут еще отголоски лета, солнце по утрам и москвичи - через одного без шапок. Лафа... Выпало нам красиво нарисоваться в одной фирме. Так что надел я длинное кашемировое пальто радикально-черного цвета. Столица, как-никак, по одежке встречают. Из-за пальто все и случилось.
    Времени до встречи было навалом, ну и зашли мы в кафе, откушать кристаллической водки. У крошечного гардероба терся натуральный негр. Ну, мы поулыбались, типа экзотика, номерки спрашивать не стали - сами свою одежку повесили. Долой, значит, апартеид. Вот только Павлик напрягся, знал, что у меня в кармане тема была...
    Только расселись, заказали, он как подскочит на стуле, и в гардероб. Глядим - тащит из-за вешалки этого Лумумбу и орет:
    - Ну что, смуглянка, попался!
    И бац, ему в глаз. Негр, натурально, с копыт брык, и затих. Тут уж не до посиделок стало. Похватали шмотки и на улицу. Забежали за угол, оделись, и тут чувствую пальтишко жмет. Сунул руку в карман, а там угандийский паспорт и книга "Трое из леса" - ну прямо про нас...
    Вернулись кое-как в культурную столицу. Иду себе домой, а томик в руках держу, иначе пальтишко не застегнуть. Мое на вешалке осталось. Думаю о высоком, а ноги сами короткую дорогу выбирают. Через проходные дворы, значит. И тут навстречу трое... Не из леса. Трое из арки, наркозависимые. Не знаю, на чем уж они зависли, но завистливые до неприличия.
    - Дай, - говорят, - что-нибудь...
    Книга, как известно, источник знаний. Видать они тоже это слышали, когда еще были людьми. А тяга к знаниям природой заложена. Так что открываю это изделие ЦентрПолиграфа в крепком картонном переплете, и заложив разворот пальцем, выставляю перед собой на манер плаката.
    - Видали! - говорю.
    А они доверчивые, как дети, ей-богу! Сунулись втроём, мордами, посмотреть. Ну я и вмазал другой рукой по корешку. Вот уж действительно - самая читающая в мире страна...
    Знак и Джинн нравится это.
  12. Джинн Генератор антиматерии

    Пришёл злобный монстр и всё разрулил. Тогда расскажи как описать драку, чтобы и пять чувств задействовать (ладно, четыре), и в динамике не проиграть. Можешь?
  13. Моё Святейшество Генератор антиматерии

    [IMG]
    (надо еврея было придумать. Ты же не думаешь, что я - негр?)
  14. Знак Админ

    А что, кстати тоже тема, Джинн. ;) Как насчёт поединка на самую реалистичную сцену драки?

    Да и, Атлас, это же у вас не экспромт? )) помню читал где-то этот фрагмент из серии "Чибиджага"
  15. Моё Святейшество Генератор антиматерии

    Ща, чуйства вспомню:
    1 зрения - да
    2 слух - тоже да, хотя без акцента
    3 вкус - да, пусть и мельком
    4 осязание
    5 обоняние

    Два последних - нет (вроде, опять же).

    Ну, это ты поняла, о чем.
    Ща, экспромт:

    Как дал раза в атласную морду, да силенки не рассчитал - с хрустом сломал нос.
    Осел бедняга, за лицо держится, воет, сквозь пальцы кровь капает, почти черная, на асфальт, в метре от меня, даже сладковатый ее запах чую.
    Без перчаток бить гораздо больнее, мизинец чуть не выбил. Потряс кистью руки, вроде прошло.

    Ярость схлынула, стало жаль беднягу. Руку с платком протягиваю, а он шарахается, орет что я его изуродовал. Ну да и ладно. Платка все равно бы мало было. Если догадается, свой спартаковский шарф снимет, да использует по назначению. Болельщик, блин.

    Хрень конечно. Но стоит помнить, что это экспромт без вычитки и даже без сюжета.
    nemiroff2689, Джинн и Знак нравится это.
  16. Джинн Генератор антиматерии

    Одмине так уверен, что его на чукотском не убьют?
  17. Джинн Генератор антиматерии

    Спасибо.
    Мне понравилось:)
    Моё Святейшество нравится это.
  18. Знак Админ

    Приношу извинения Портосу, поскольку если меня убьёт Атос, то я не смогу скрестить с ним шпаги, и тем более прошу прощения у Арамиса, поскольку после моего поединков с Атосом и Портосом, у него совсем немного шансов на дуэль. Прошу простить, господа... Но только за это! ))

    А вообще, все эти конкурсы и поединки неплохо стимулируют желание творить нетленку.
    Джинн нравится это.
  19. Джинн Генератор антиматерии

    Даже в случае поражения?
    Моё Святейшество нравится это.
  20. Знак Админ

    В любом случае. Я знаю, что пишу сильно, а конкурсы и поединки повод материализовать мысли. Проигрыш означает лишь то что кто-то оказался сильнее, но тем больше азарта в следующей схватке. И чем сильнее соперники, тем больше поводов сильнее написать.

    Опять же, последующий "разбор полётов", позволяет улучшить умение летать. Без стороннего же взгляда, часто улучшается лишь техника "пролётов" ))
    Хрустальный Феникс и Джинн нравится это.

Поделиться этой страницей