Заседание КЛФ 17 ноября 2012 года. В гостях у Клуба Нурали Латыпов!

Тема в разделе 'КЛФ', создана пользователем Иггельд, 7 ноя 2012.

  1. Иггельд Динамитная шашка

    17 ноября 2012 года в гостях у КЛФ обладатель первой в истории клуба «Что? Где? Когда?» «Хрустальной Совы», журналист, методолог, кандидат философских наук Нурали Латыпов.

    Заседание КЛФ будет включать собственно выступление Нурали Латыпова на тему «Две культуры и креатив» (о соотношении художественного и инженерно-технического мировосприятий, о творчестве, как синтезе этих двух культур), представление им новых книг, интеллектуальную игру прославленного Знатока с читателями.

    В качестве призов для самых креативных участников КЛФ книги тандема Нурали Латыпов&Анатолий Вассерман и их соавторов, вышедшие в 2011-2012 годах в издательствах «АСТ» и «Астрель» (разумеется, с автографами): «Самые интересные факты, люди и казусы всемирной истории, отобранные знатоками», «Реакция Вассермана и Латыпова на мифы, легенды и другие шутки истории»; «Острая стратегическая недостаточность»; «Инженерная эвристика» и «Самоучитель игры на извилинах».

    Итак, суббота, 17 ноября 2012 года, Малый Зал Центрального Дома Литераторов.
    Москва, Большая Никитская, дом 53. 1 этаж. Начало в 17.00. Вход свободный.
    Знак нравится это.
  2. Знак Админ

    Иггельд, возможно для обсуждения стоит заранее опубликовать заголовки пунктов доклада? Чтобы слушатели могли заранее подготовить вопросы для обсуждения, которые, как показывает практика, сразу возникают мало у кого, что создаёт атмосферу отсутствия интереса.
  3. Иггельд Динамитная шашка

    (c) Нурали Латыпов

    Две культуры

    Борис Слуцкий как-то сетовал:

    Что-то физики в почёте,
    Что-то лирики в загоне.

    Сегодня в общественном сознании в загоне как раз физики. Зато лирики расцвели до абсурда.

    Ещё выдающийся английский методолог Чарлз Перси Сноу в своей знаменитой работе «Две культуры» показал глубокий разрыв во всём мире между художественной и научно-технической культурой. А в последнее время, особенно в России, этот разрыв усилился ещё в одном направлении: художественная культура лучше научной умеет себя рекламировать.

    Увы, при таком раскладе не только экономический, но и психологический климат страны неблагоприятен для инноваций, о которых больше слов, чем дела.

    Вспомните 1950–60-е годы: в институты шли не за длинным рублём, а за романтикой научного поиска. «Иду на грозу», «Девять дней одного года» — лишь самые яркие из бесчисленных художественных произведений, работавших на имидж науки и производства. И это была до определённого момента государственная политика, пока в конце 1980-х годов инженеры не превратились в «инженегров»...

    Есть понятие о престиже профессии, от этого никуда не деться. Сегодня нам ничуть не меньше нужны ядерщики, микробиологи, технологи... Вы видели хоть одно произведение, где показаны созидательные возможности нанотехнологий или генной инженерии? Сплошной «Камеди Клаб», «Дом-2», ошмётки «Фабрики звёзд», бесконечные сериалы про бандитов и милицию, ледовые, песенные, танцевальные и мордобойные шоу. Выбор молодёжи невелик — либо на подмостки, либо в банду, либо кого-то ловить, либо от кого-то убегать. «Круто», как говорится. Хотя крутыми бывают не только американские уокеры, но также куриные яйца и склоны гор.

    Неужели сдвигать мозги набекрень — государственная политика? Неужели масс-медиа будут до бесконечности помыкать культурой технической?

    Наука и техника страны пока ещё существуют — но в основном благодаря старым заделам. Да, штучные образцы для парада или выставки мы ещё вполне способны производить. Но от большинства предприятий научно-технического комплекса страны, знаменитых ещё лет двадцать назад, осталось одно название да старые стены, сдаваемые в аренду. Распалась связь времён, как говаривал Гамлет. Где те новые кадры, что наладят массовое производство штучных образцов?

    Кроме того, сам разрыв между гуманитарной и технической культурами непрерывно нарастает, разрушая государство. Причём технари традиционно прислушиваются к деятелям искусства куда внимательнее, нежели те — к инженерным и научным творцам. Более того, инженер или физик, не знакомый с сонетами Шекспира или офортами Гойи, встречается несравненно реже, чем артист или писатель, не только не владеющий школьной математикой, но и считающий правилом хорошего тона сомнение в шарообразности Земли. Инженерные и экономические соображения ныне вообще знакомы лишь очень малой доле российских мастеров культуры. Точнее, гуманитарной культуры.

    Такая асимметрия ролей постепенно привела к тому, что властителями дум стали люди, способные почувствовать болевые точки общества, но просто не умеющие понять причину этой боли. Поэтому их очень легко заморочить знахарскими — а то и откровенно шарлатанскими — рецептами в области всё той же культуры типа новой хронологии или всесветной грамоты.

    Разве учёные, учителя, инженеры меньше гуманитариев страдают от общественных неурядиц, желают стране меньше добра? Актёру и писателю просто легче выразить свою боль — профессиональные навыки помогают. Но злоупотреблять этим — в сущности, техническим, а не содержательным — преимуществом рискованно.
    Во времена потрясений гуманитарная интеллигенция оказывается во главе общества не за собственные заслуги, а всего лишь потому, что ярче формулирует желания и настроения остальных сограждан. Если она поддаётся соблазну подменить общие цели своими кастовыми интересами — теряет право на лидерство. А если она (как было, например, при Ельцине) просто тонет в сиропе чьих-то подачек и поощрений, то и вовсе лишается звания интеллигенции.

    Главная задача гуманитарной интеллигенции — указывать направление, по которому должен развиваться весь народ. Если она вместо этого начинает просто воспроизводить предрассудки, тонуть в гламуре, превращать жизнь в шоу, а переживания в звонкую монету — её высокое предназначение утрачивается.

    Интеллигент тем и отличается от просто интеллектуала, что заботится не о своих удобствах и выгодах. Гуманитарная интеллигенция, поддавшаяся соблазну лёгкой жизни, простоты и очевидности, утрачивает право на высокий титул.

    Перед гуманитариями стоит выбор. Они могут, как и прежде, требовать соблюдения своих идеалов любой ценой — тем более что любую цену всегда платят из чужого кармана. Но, быть может, стоит просто согласовывать неумеренные аппетиты и желания масс-медиа с реальными потребностями страны. А то что же это получается? Отечественные исполнители — на голубых экранах системы «Сони» или «Филипс», отечественные эстрадные звёзды — на автомобилях марки «Мерседес» и «Форд» и так далее. Разве ж это нормально? Воистину, что-то физики в загоне, что-то лирики в чести!

    Дело усугубляется ещё и тем, что обе означенных культуры расталкивает локтями и вылезает на первый план культура банковско-брокерская. За курсом валют и акций обыватель следит сейчас с видом знатока не менее пристально, чем за прогнозом погоды. Но сколь необходимо стране такое количество финансистов и приказчиков? Не чрезмерно ли оно? Надо ли учить всех и вся приторговывать бумагой или воздухом и продавать...СЯ.

    А кто тогда вообще будет творить хоть что-то реальное, ощутимое, полезное и значимое для страны?!

    З.Ы. Для затравки разговора размещаю с согласия Нурали Латыпова этот текст. "Разумеется, - говорит Нурали, - этим тематика не будет исчерпана. Речь пойдёт скорее о разумном компромисе и взаимодополнении двух культур. Если вспомнить творчество того же Жюля Верна, Александра Беляева, Герберта Уэллса... Почему ныне эти выдающиеся для своего времени мастера отступили в тень. Я считаю, что злоупотребление техническими деталями, кои ныне уже не кажутся фантастическими, сыграло свою роль. Даже научно-техническая фантастика должна аппелировать к сильным чувствам и эмоциям..."
    Fауст нравится это.
  4. Иггельд Динамитная шашка

    Напоминаю живым членам Клуба, что в субботу 17 ноября в Центральном Доме Литераторов в гостях у Клуба Любителей Фантастики обладатель первой в истории клуба «Что? Где? Когда?» «Хрустальной Совы», журналист и методолог Нурали Латыпов.

    В программе заседания Клуба: выступление Нурали Латыпова на тему «Две культуры и креатив» — о соотношении художественного и инженерно-технического мировосприятий, о творчестве, как синтезе этих двух культур; представление новых книг и одновременно интеллектуальная игра прославленного Знатока с читателями и телезрителями.

    В качестве призов для самых креативных читателей книги тандема Нурали Латыпов&Анатолий Вассерман, вышедшие за последнее время (разумеется, с автографами): «Самые интересные факты, люди и казусы всемирной истории, отобранные знатоками», «Реакция Вассермана и Латыпова на мифы, легенды и другие шутки истории»; «Острая стратегическая недостаточность».

    Кроме того! У тех, кто будет в этот субботний вечер в Малом зале ЦДЛ, есть уникальная возможность, получить в качестве приза особую, мы бы сказали «раритетную» книгу тандема (и их соавторов) об изобретательстве, о том, как продуктивно и эффективно мыслить. Первое издание этой книги вышло в августе 2012 года под названием «Инженерная эвристика» ограниченным тиражом, но тут же стало заметным явлением на отечественном рынке развивающей литературы. По многочисленным просьбам читателей издательство в срочном порядке подготовило новую — исправленную и дополненную — версию этого бестселлера «Самоучитель игры на извилинах». Но самым удачливым и успешным «игрокам» на предстоящем интеллектуальном состязании достанется ставшее дефицитным первое издание.

    Итак, КЛФ, суббота 17 ноября, Малый Зал Центрального Дома Литераторов. Москва, Большая Никитская, дом 53. 1 этаж. С 17.00 до 19.00. Вход свободный.
    Знак нравится это.
  5. Спасибо вашему клубу за приятно (и полезно) проведенный субботний вечер, а также за возможность ознакомиться с такой интересной книгой.

    Можно узнать, будет ли опубликована в свободном доступе видеозапись встречи, и, если да, то когда и где?

    Жду с нетерпением выступления Анатолия Вассермана.
    Fауст и Знак нравится это.
  6. Иггельд Динамитная шашка

    Начну с конца. Поскольку в декабре у Анатолия Александровича шестидесятилетие, он будет праздновать его в кругу семьи в Одессе. На январь я бы тоже не рассчитывал...

    Видеозапись встречи может быть выставлена только после просмотра её непосредственно Нурали Латыповым. Думаю, что вопрос будет решён положительно, и запись появится с незначительными купюрами.

    В книге "Инженерная эвристика" - в соответствии с тематикой форума - обращаю внимание на раздел "Фантастическая, или мифологическая аналогия". Спасибо за то, что пришли в ЦДЛ.

    Если Вам досталась книжка с красной обложкой - 1-е издание "Инженерная эвристика", то вопрос двух культур освещён также в предисловии Н.Н.Карнаухова. Нурали не стал акцентироваться на заявленной теме по понятным причинам - зал был, мягко говоря, не полон.
  7. Иггельд Динамитная шашка

  8. Иггельд Динамитная шашка

    C разрешения Нурали Латыпова выставляю для свободного просмотра первую получасовую часть отснятой встречи в ЦДЛ

    1 часть - http://youtu.be/66jxY4i4yvM

    (Продолжение следует)
    __________________
    Когда человеку кажется, что он знает все ответы, боги меняют все вопросы :)
    ************
    Иггельд
    Fауст нравится это.
  9. Иггельд Динамитная шашка

    Ещё одна часть на полчаса.
    2 часть выступления Нурали Латыпова в ЦДЛ 17 ноября 2012 года - http://youtu.be/JcEPb95r0r0

    (Продолжение следует)
  10. Иггельд Динамитная шашка

    3-я заключительная часть выступления Нурали Латыпова в ЦДЛ 17 ноября 2012 года - http://youtu.be/QpxI2zaMlH8 (фрагментарно)

Поделиться этой страницей