Ко вчерашнему нашему разговору у Юрия Александровича и Лилии в гостях - о писательском мастерстве и приёмах - уже в электричке под стук колёс вспомнился такой пример, довольно характерный. У Юрия Иосифовича Визбора есть знаменитейшая песня "Домбайский вальс", очень популярная в 60-е-80-е годы, а ныне пародируемая всевозможными телевизионными шутами в худшем смысле этого слова - от "Большой разницы" до "Дня радио". Песня начинается так: Лыжи у печки стоят, Гаснет закат за горой... Месяц кончается март, Скоро нам ехать домой. Здравствуйте хмурые дни, Горное солнце прощай! Мы навсегда сохраним, В сердце своём этот край. Нас провожает с тобой, Горный красавец Эрцог. Нас ожидает с тобой, Марево дальних дорог. Вот и окончился круг, Помни, надейся, скучай... Снежные флаги разлук, Вывесил старый Домбай. Что ж ты стоишь на тропе, Что ж ты не хочешь идти. Нам надо песню допеть, Нам надо меньше грустить. Снизу кричат поезда, Правда, кончается март. Ранняя всходит звезда, Где-то лавины шумят. 1962 Выделенная строка в пародиях перепевалась на все лады - "ноги из печки торчат", "лыжи из печки торчат"... А особые знатоки указывали, что лыжи у печки не ставят. На последнее сам Визбор метко ответил: "Я писал песню, а не инструкцию по применению лыж." (Тут же вспоминается мне "Как стать писателем" (КСП), эльфы на кончике иглы и байка про трёхручный меч) К слову, и по свидетельству другого знаменитого барда, геолога Александра Моисеевича Городницкого, друга Визбора, лыжи неизменно оказывались у печки из-за размеров брезентовой палатки, в которых тогда жили и альпинисты и другие искатели иных вершин и широт. И тот, кто критикует Визбора (к слову - инструктора по альпинизму), сам не смыслит в этой, описанной Визбором жизни ничего.
Мы, Иггельд, отсюда делаем вывод, что у поэзии те же законы, что и у прозы. А таки Вы на что-то нам намекаете, или одно из двух?
Ну, что вы, в самом деле... Какой вывод - оне офицер и допущены к телу, а мы даже лыжи хранить не умеем. Кстати, альпинист-кун утверждает: лыжи в палатку никто не тащит, иначе утром на морозе им кранты. Еще вот такая занимательная физика: типовая брезентуха мала, лыжи с палками не втиснешь, да и согревалась палатка примусом. Шатровая действительно топилась разборной печкой: пол-куба за ночь, но где альпинисту взять столько дров? А вот в домиках на Домбае, где отдыхали туристы, таки да - лыжи только мешали. Ибо на улице сопрут, а внутри портвейн, бабы, бородачи с гитарами и песни о лесном солнышке.
Нет, я действительно не понимаю какой вывод вы из этого сделали В первом предложении реверанс в пользу того, что технический момент (100%-я достоверность) не важна, во втором указание на достоверность (мол было такое, ставили у печки). Я потерялась... За какую из позиций голосуете лично Вы?
)) Надо же... Песня популярная, передаёт атмосферу "побыли, отдохнули, пора к хмурым дням" Песня для отпускников в общем. А где там лыжи стоят пофигу в принципе. Стоят себе и стоят. Ружьё вон тоже висит на ковре с саблей и рога лося. Может за гитарой, песнями и портвейном, эти самые лыжи не использовались вовсе.
Ага, верно замечено - не в лыжах дело. Картинка рисуется про то, с кем поручкаться довелось. А мораль - так, для запаха.
Мы, Иггельд, голосуем за картинку, не лишённую достоверности, что и было показано на примере образа, созданного Визбором. Рисовал он её, впрочем, с натуры. А рассуждали о ней люди, этой натуры даже не нюхавшие. Нужно быть мастером, чтобы в нескольких строках нарисовать зримый слушателем или читателем образ. Хорошая проза как раз немногословна и выразительна, и тем близка к поэзии.
Да-да, лыжи в 1962 года на Дамбае в конце марта на закате определённо не использовались. Только и думали люди, чтобы забраться в горы повыше и там откупорить банку портвейна.
Замечу, что от вас вонь идёт по всему заведению уже не в первой теме. Не пойти ли вам в пещеру к троллям?
Гляди, как неудобна правда, Как истина уму тесна, Коль взялся поучать камрадов, Познай основы ремесла...