Что такое фантастика?

Тема в разделе 'Литературный форум', создана пользователем Fауст, 29 июн 2011.

  1. Лорд Табаско Динамитная шашка

    Не спорьте с врачом о том, чем лечить болезни головы, а с физиком - об энтропии.
    Это неблагодарное дело, и в итоге вы все равно окажетесь неправы.
  2. Ромка Коктейль Молотова

    Вообще то энтропия достигает максимума вместе с равновесием системы, о разрушении вроде бы речи не шло, когда вводилась эта штуковина. А развитие для меня тоже темная лошадка. Слишком общий термин.
    ========================
    Фауст, у Вас здорово получилось обнажить деталь: конструирование, однако сам вопрос кажется похожим на вопрос определений: "что есть фантастика, фэнтези".
  3. Саша Рид Динамитная шашка

    я не права.
    В присутствии всех присутствующих заявляю - я не права!
    И идите спать уже, а то вы мне не даете уйти.
  4. Знак Админ

    То есть фантастика это конструирование реальностей, которая стала тем популярнее, чем больше у людей появилось возможностей. Прочитал, пошевелил бровями и... не понял, в чём собственно соль такого глобального исследования. Ведь, чтобы Фауст сотворил его, нужно чтобы действительно мучал какой-то вопрос. Вот только какой, понять не могу.

    Фантастика никогда не играла роли, как в 20 веке... Ну так и вообще книги не играли такую роль. Что с того? Почему бредом кажется объединение любых произведений, где используются фантастические допущения, в фантастику?

    Создание непротиворечивого фантастического мира это, извини, всё равно что создание упаковки для компьютера. Сопоставимо вполне. Важно содержимое, а вокруг накрутить всего легко.
  5. Fауст Реальный пластит

    Знак, во-первых, литература уже в 19 веке была едва ли не основным видом искусства. Магистральным. А фантастики в таких объёмах не было.

    И тут вдруг пошло мощное движение, когда целую когорту писателей стали называть именно фантастами, у них свои какие-то премии, своя аудитория, свои проблемы, с прочими литераторами мало соприкасающиеся. Ну и другие литераторы от них тоже как-то отшатнулись, критики стали говорить о т.н. "литературном гетто", в котором оказалась фантастика.
    И как-то надо понять причины такого явления. Ведь сам приём фантастического допущения существует давно. А фантастика как литературное явление - чуть больше ста лет.

    И - как будто сам мир не может быть сутью произведения! Вот посмотри на мир Толкиена, например. Сама его структура воплощает в себе несколько философских идей. Он самоценен. Можно только узнать его устройство и историю - и уже понять большую часть идей, которые в своих книгах Толкиен высказывал. Для этого даже какой-нибудь "Властелин Колец" читать не обязательно.
    Или вот Амбер Желязны. Тоже именно философская конструкция, менее информативная, чем у Толкиена, но тоже сама по себе ценная.

    Важен и ещё один момент. То, что порождает новую проблематику, нельзя назвать всего лишь упаковкой, оболочкой. А фантастическая действительность именно порождает новые проблемы. В нашем времени вопрос о техноэволюции человека ещё не самый насущный. Для того, чтобы его всерьёз поставить, наука и технология должны сделать ещё несколько шагов. Так что это проблема новая, её принципиально нельзя поставить, не делая фантастических допущений.
    Как и многих центральных проблем фэнтезийного жанра.

    А вот для того, чтобы сформулировать проблематику, скажем, "Собачьего сердца" (где тоже есть фантастическое допущение), никаких допущений не нужно. Обычная социальная проблематика, для которой только подобрана хлёсткая метафора.

    Вот в чём разница-то.
  6. Знак Админ

    Что значит отшатнулись литераторы? В те же времена пошли направления детективы, триллеры, лавстори, ужастики. Отшатнёшься от одного - пришатнёшься к другому. А "миры Толкиена воплощающими несколько философских идей", вообще меня в тупик ставят. Каких идей то? Человек уж так устроен, что при желании нароет в капле воды целую вселенную. Вопрос только ребром "А оно надо?" Я утверждаю, что создать мир - самое простое, а уж что в этом мире усмотрит вдумчивый читатель автору и не снится. ))
  7. Fауст Реальный пластит

    Детективы? Триллеры? Хм, да этого и раньше хватало. От "Дубровского" до "Гамлета" по любой произвольной шкале. А уж лавстори... К тому же, ты видел хоть один фэнзин по триллерам или детективам? Специализированный журнал или телевизионный канал, где крутят только триллеры или детективы? А с фантастикой такого полно.

    Отшатнулись это значит, что писать фантастику у "серьёзных литераторов" считается моветон. Она принимается за некую форму массового искусства в себе.

    Мир у Толкиена, конечно же, несёт в себе ценности. Отчасти христианские. Отчасти смертнические, ибо там души людей не погибают, но уходят за грань мира, в согласии с планом Творца. А значит, умирать там правильно и морально.
    Сама история мира там чётко разделает, где Добро и Зло, как одно с другим взаимодействует и одно в другое переходит. В общем, пробеги взглядом "Сильмариллион". Это мир-философское высказывание. Тут это именно очевидно, не приходится ничего додумывать. Вот у Говарда с его Конаном мир - арена для действий героя, тут он в себе смысла не несёт. Герой, впрочем, тоже. У Перумова, скажем, тоже арена для действия. А вот у основателей фэнтези сам акт сотворения некого иного мир имел смысл.

Поделиться этой страницей